Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Комментарий к статье 262 ГК РФ

1. Земельными участками общего пользования являются участки, не закрытые для общего доступа. Как правило, это не просто земельные участки как часть земной поверхности, а участки, обладающие определенными элементами коммунальной инфраструктуры или особыми природными составляющими, благодаря которым они и становятся привлекательными для использования неограниченным кругом лиц (земли транспортных магистралей, парки, рынки, лесопарки, сады и т.п.).

В литературе преобладает мнение о том, что земельные участки общего пользования входят в состав исключительно земель поселений (п. 12 ст. 85 ЗК). Более правильно рассматривать эту норму лишь в качестве одного из примеров таких земель. Другими категориями земель общего пользования могут являться, например, объекты лесного фонда или водного фонда. Косвенно подтверждают такой подход п. 8 ст. 27 ЗК (о земельных участках в границах территорий общего пользования, на которых находятся пруды, обводненные карьеры); ст. 11 ЛК (о праве граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов). В составе земель населенных пунктов земельные участки общего пользования могут входить в разные территориальные зоны: жилые (земельные участки, занятые бульварами, площадями, улицами); рекреационные (земельные участки, занятые набережными, лесопарками, пляжами, скверами, закрытыми водоемами, и другие места отдыха населения); зоны инженерных и транспортных инфраструктур (земельные участки, занятые проездами, автомобильными дорогами) и т.д.

Земельные участки общего пользования следует отличать от более широкого понятия "общественное место" - место, открытое для свободного доступа неограниченного круга лиц, включающее не только земельные участки, но и здания, сооружения, транспортные средства и т.д.). Кроме того, они отличаются также от понятия "имущество общего пользования", которое возникает, например, в многоквартирном доме (ст. 36 ЖК) или на основании п. 4 ст. 11.4 ЗК при разделе земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан.

2. Собственниками земельных участков общего пользования являются публично-правовые образования. Такие земли не подлежат приватизации.

Право пользования земельным участком общего пользования предоставлено физическим лицам. Граждане обладают, во-первых, неограниченным правом находиться на таком земельном участке, а во-вторых, ограниченным правом использовать имеющиеся на этом участке природные объекты. Ограничения могут устанавливаться законом, иными правовыми актами, а также собственником земельного участка. Несмотря на отсутствие в комментируемой норме прямого указания об этом, в содержание названного права граждан входит и право пользоваться элементами инфраструктуры земель общего пользования (использование скамеек и тротуаров в сквере, светофоров на улицах и дорогах, мест общественного обслуживания и т.д.).

3. Земельные участки общего пользования следует отличать от специального режима общего пользования. Специальный режим общего пользования, предусмотренный п. 2 ст. 262, обеспечивает возможность доступа граждан на чужой земельный участок. Такой режим действует в отношении земельных участков, находящихся в собственности любых лиц.

Специальный режим общего пользования предполагает право любого лица пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Специальный режим общего пользования действует по общему правилу. Для того чтобы исключить его действие, необходим прямой запрет собственника входить на участок без его разрешения. Такой запрет может быть выражен огораживанием участка либо обозначением запрета другим способом. Специальный режим общего пользования не предполагает использования имеющихся на участке природных или иных объектов.

Другой комментарий к статье 262 ГК РФ

1. Земельные участки общего пользования образуются в составе территориальных зон (см. коммент. к ст. 260) как "территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городах и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования территорий общего пользования определяется органами местного самоуправления" (ст. 40 Градостроительного кодекса).

Земельные участки общего пользования могут создаваться также в групповых интересах в таких некоммерческих объединениях граждан, как садоводческие, огороднические и дачные (Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан). С этой целью члены садоводческого, огороднического и дачного потребительского кооператива могут объединить паевые взносы, чтобы создать имущество общего пользования, находящееся в кооперативной собственности юридического лица. Часть такого рода имущества может выделяться в неделимый фонд (ст. 4 названного Закона). В их числе - земельный участок.

Земельные участки общего пользования, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в городских и сельских поселениях, создаваемые в общественных интересах органами местного самоуправления с учетом местных условий, в отличие от корпоративных земельных участков общего пользования, как правило, открыты для общего доступа. Хотя могут быть выделены подзоны, где градостроительным регламентом устанавливаются особенности использования территорий, связанные с земельным законодательством (см. коммент. к ст. 260), законодательством об охране окружающей среды (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - СЗ РФ, 2002, N 2, ст. 133) и законодательством об охране памятников истории и культуры (Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" - СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2519) (далее - Закон об объектах культурного наследия).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон поселений и не подлежат приватизации. Земельные участки в составе рекреационных зон, в т.ч. занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (ст. 85 Земельного кодекса). В составе природных зон могут выделяться зеленые зоны как общедоступные, выполняющие санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции; в их границах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду.

Земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (особо охраняемые территории), получают особый правовой режим. Если они федерального значения, то правовой режим устанавливается постановлениями федеральных органов государственной власти; если это территории регионального или местного значения, то постановлениями органов государственной власти субъектов Федерации или решениями органов местного самоуправления. В их числе - памятники природы, природные парки, дендрологические парки, ботанические сады, земли, обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут быть использованы для профилактики и лечения заболеваний. Так, границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ (см. Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1425 - СЗ РФ, 1996, N 51, ст. 5798).

2. В п. 2 комментируемой статьи заложена презумпция четкого обозначения границ индивидуально определенного земельного участка, находящегося в собственности. Если этого не сделано, то п. 2 комментируемой статьи устанавливает сервитут прохода для любого лица через участок при соблюдении двух условий - проходящий не причинит ущерба или беспокойства собственнику, а равно и субъекту иного вещного права на этот участок (не будет пользоваться урожаем на этом участке, протаптывать тропинку, шуметь).