В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.
При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
(Часть в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ.
Комментарий к статье 240 ГК РФ
1. Нормы о принудительном выкупе предусматриваются только в отношении наиболее значимых с социальной или моральной точки зрения видов имущества, а именно: культурных ценностей (комментируемой статьей), земельных участков (см. коммент. к ст. 282 ГК), жилых помещений (см. коммент. к ст. 293 ГК) и домашних животных (см. коммент. к ст. 241 ГК). В этом аспекте выкупаемое имущество должно отвечать ряду требований. Культурные ценности должны подпадать под категорию особо ценных и при этом содержаться собственником бесхозяйственно, т.е. подвергаться угрозе утраты ими своего значения (См.: Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л., 1991).
2. В силу ст. 20 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (Свод законов РСФСР. Т. 3. С. 498) предметы старины, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признаются памятниками истории и культуры и подлежат государственному учету в целях наиболее полного выявления памятников и оказания содействия в обеспечении их сохранности. Это положение соответствует ч. 3 ст. 44 Конституции, согласно которой "каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия".
3. Норму комментируемой статьи об отнесении культурных ценностей в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством следует толковать таким образом, что под ее действие подпадают как движимые, так и недвижимые вещи (последние - в силу ст. 3 Закона об объектах культурного наследия). Охрана ценностей государством как признак формализуется тем, что в Основах законодательства о культуре предусмотрено, что состав (перечень) культурного достояния определяется Правительством РФ по представлению субъектов РФ и согласовывается с высшим представительным органом РФ на основе заключений независимых экспертных комиссий. Закон о памятниках истории и культуры предусматривает ведение Единого государственного реестра объектов культуры (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащего сведения об объектах культурного наследия.
В соответствии со ст. 54 Закона об объектах культурного наследия в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия обращаются: федеральный орган охраны объектов культурного наследия; орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия; орган местного самоуправления муниципального образования.
4. Принудительный выкуп осуществляется только по решению суда, хотя и не обязательно государством. Культурные ценности может приобрести любое заинтересованное лицо с публичных торгов (см. коммент. к ст. ст. 477 - 479 ГК).
Другой комментарий к статье 240 ГК РФ
1. Положения данной статьи соответствуют ч. 3 ст. 44 Конституции, согласно которой "каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия".
2. Комментируемая статья воспроизводит (с некоторыми изменениями) положения ст. 142 ГК 1964. Она не предусматривает необходимости предварительного уведомления собственника как условия для принудительного выкупа у него имущества. Сейчас такой выкуп возможен во всех случаях угрозы утраты им своего значения.
3. Определения видов материальных и духовных ценностей и объектов, которые представляют общественную ценность и важны для сохранения и развития истории и культуры, содержатся в Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2519). Перечень культурных ценностей постоянно дополняется новыми объектами. Поэтому в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 (Ведомости РФ, 1992, N 46, ст. 2615) предусмотрено, что состав (перечень) культурного достояния определяется Правительством РФ по представлению субъектов Российской Федерации и согласовывается с высшим представительным органом Российской Федерации на основе заключений независимых экспертных комиссий. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусматривает ведение Единого государственного реестра объектов культуры (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащего сведения об объектах культурного наследия. В ст. 54 Закона воспроизведено положение комментируемой статьи о выкупе бесхозяйственно содержимых собственником культурных памятников по решению суда по представлению органов охраны объектов культурного наследия или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - соответствующего органа по управлению государственным имуществом.
4. Продажа производится по цене, согласованной сторонами, или с публичных торгов.
5. Согласно Закону в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника или владельца земельного участка, на котором он находился, земельный участок может быть конфискован в виде применения санкций (ст. 54).
6. Пункт 1 статьи не ставит принудительный выкуп указанного имущества в зависимость от характера поведения собственника, т.е. его вины в бесхозяйственном содержании культурных ценностей. При опасности утраты ими своего значения они по решению суда подлежат выкупу государством или продаже с публичных торгов. Выбор способа отчуждения предоставлен суду.
7. Пункт 1 не устанавливает, кто вправе предъявить требование в суд о выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Следовательно, это могут быть государственные или иные организации, в задачу которых входит охрана такого рода объектов, - учреждения культуры, музеи, архивы и другие организации, а также граждане, заинтересованные в сохранности этого имущества. Деятельность по выявлению, сохранению и реставрации культурных ценностей, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию Министерством культуры РФ согласно Положению о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.2003 N 96 (СЗ РФ, 2003, N 7, ст. 657).
8. Выкуп осуществляется на основании договора, в котором цена имущества определяется соглашением сторон или результатом публичных торгов, за вычетом расходов на их проведение. В случае недостижения согласия о цене она определяется судом.