1. Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта (абзац дополнительно включен с 19 октября 2010 года Федеральным законом от 4 октября 2010 года N 259-ФЗ).
2. Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.
Комментарий к статье 1516 ГК РФ
1. Предоставление в Российской Федерации правовой охраны наименованиям мест происхождения товаров основано на участии России в Парижской конвенции. Хотя СССР участвовал в Парижской конвенции с 1965 г., специальные нормы об охране наименований мест происхождения товаров появились в отечественном законодательстве лишь с принятием и введением в действие Закона о товарных знаках.
Правовая охрана наименований мест происхождения товаров в международном гражданском обороте регламентирована, кроме Парижской конвенции, еще двумя универсальными международными договорами:
Мадридским соглашением о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах 1891 г. <1> (Мадридским соглашением);
--------------------------------
<1> Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах принято в Мадриде 14 апреля 1891 г. и подвергалось пересмотру 2 июня 1911 г. в Вашингтоне, 6 ноября 1925 г. в Гааге, 2 июня 1934 г. в Лондоне и 31 октября 1958 г. в Лиссабоне. 14 июля 1967 г. в Стокгольме Мадридское соглашение было дополнено Дополнительным актом.
Лиссабонским соглашением об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации 1958 г. (Лиссабонским соглашением).
Россия в этих двух международных договорах не участвует. Тем не менее многие их положения, в особенности правила Лиссабонского соглашения, оказали заметное влияние на содержание ряда норм в прошлом Закона о товарных знаках, а затем - § 3 гл. 76 ГК.
Не являясь членом Всемирной торговой организации (ВТО), Россия не участвует и в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г. (Соглашении ТРИПС). Однако положения этого Соглашения, относящиеся к правовой охране наименований мест происхождения товаров, тоже в значительной мере (хотя и не полностью) учтены в Гражданском кодексе.
В основе норм § 3 гл. 76 лежат соответствующие нормы Закона о товарных знаках. В Гражданский кодекс они вошли в большинстве случаев лишь с редакционными изменениями и расположены в Кодексе в иной системе, чем в прежнем Законе.
2. В пунктах 1 и 2 ст. 1516 дословно воспроизведен текст соответствующих пунктов ст. 30 Закона о товарных знаках, за исключением последней фразы п. 1 ст. 1516, которой нет в прежнем Законе. Кроме того, в ГК сказано, что подлежащее правовой охране наименование места происхождения товара может быть не только "современным или историческим", но также "официальным или неофициальным, полным или сокращенным".
Статья 1516 является основополагающей для всего комплекса норм ГК о наименовании места происхождения товара, т.к. в ней (1) подробно определено содержание этого понятия как особого вида интеллектуальной собственности, которому предоставляется правовая охрана, (2) установлено, что эта правовая охрана осуществляется путем признания исключительного права на наименование места происхождения товара и (3) указан субъект, за которым такое право признается - производитель товара.
3. Юридическое понятие наименования места происхождения товара как подлежащего правовой охране средства индивидуализации этого товара складывается из пяти неразрывно связанных между собой элементов. Ими являются:
использование в названии товара наименования определенного географического объекта (см. ниже, п. 4);
производство товара в границах того географического объекта, наименование которого используется в названии товара (см. ниже, п. 5);
особые свойства товара, отличающие его от других разновидностей такого товара (если они производятся также в иных местах) либо делающие его уникальным (если такие товары в других местах не производятся) (см. ниже, п. 6):
причинная обусловленность особых свойств товара "исключительно или главным образом" его происхождением из места, наименование которого использовано в названии товара, "характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами" (см. ниже, п. 7);
известность названия товара, в котором использовано наименование места его происхождения, благодаря определяемым этим происхождением особым свойствам товара (см. ниже, п. 8).
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов исключает предоставление охраны наименованию места происхождения товара на основании подп. 15 п. 1 ст. 1225 ГК как особому виду интеллектуальной собственности, но в принципе не исключает возможность защиты права на использование для обозначения товара определенного наименования места, из которого он происходит, другими правовыми средствами (например, путем защиты от недобросовестной конкуренции).
4. Понятия географического объекта и его наименования определены в ст. 1 Федерального закона от 18.12.1997 N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" <1> (далее - Закон от 18.12.1997). В соответствии с этим Законом географическими объектами являются "существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты".
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5718.
Из этого определения, созданного для целей Закона от 18.12.1997, для определения объектов, обозначение которых может служить наименованием места происхождения товара в смысле п. 1 ст. 1516 ГК, решающее значение имеет его общая часть - указание на географические объекты как "относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли". Что же касается конкретных видов географических объектов, наименования которых могут быть использованы для целей индивидуализации товара в смысле ст. 1516 ГК, то на практике круг их всегда будет значительно уже очерченного в Законе от 18.12.1997: как правило, не могут использоваться для этой цели наименования географических объектов, "существовавших" прежде, но с течением времени исчезнувших, объектов слишком крупных для того, чтобы они могли порождать "особые свойства" определенного товара (материков, океанов, краев, областей), объектов, представляющих собой искусственные технические сооружения (мосты, аэропорты, дороги и т.п.).
Наименованиями географических объектов по Закону от 18.12.1997 являются "географические названия, которые присваиваются географическим объектам и служат для их отличия и распознавания". Для целей использования таких наименований в качестве средства индивидуализации товара это определение в ст. 1516 ГК существенно уточняется:
наименование места происхождения товара может не только "представлять" собой наименование географического объекта, но может и "содержать" такое наименование, т.е. включать, помимо него, другие слова (например, необходимые для того, чтобы подчеркнуть происхождение, добычу, изготовление товара в данном месте);
наименованием места происхождения товара может быть как "современное", так и "историческое" наименование географического объекта (например, может быть использовано хорошо известное прежнее название населенного пункта);
в качестве наименования места происхождения товара может быть использовано не только "официальное", но и "неофициальное" наименование географического объекта (например, "Питер");
наименованием места происхождения товара может служить как "полное", так и "сокращенное" наименование географического объекта.
К этому следует добавить, что вполне допустимо использование в качестве наименования места происхождения товара прилагательных, образованных от наименования географического объекта ("хохломская роспись", "каслинское литье" и т.п.), поскольку закон разрешает использовать для этой цели "обозначения, производные от такого наименования". Возможно даже включение в наименование места происхождения товара цифр и чисел, если они входят в наименование объекта ("Ессентуки N 17", "Горки-2" и т.п.).
5. Исключительное право на использование обозначения географического объекта в качестве наименования места происхождения товара может быть приобретено при условии, что товар "происходит" из этого места или, как более определенно сказано в других нормах ГК, "производится в границах соответствующего географического объекта" (см. абз. 2 п. 2 ст. 1518 и абз. 1 п. 2 ст. 1531).
Под производством товара в данном случае имеется в виду не только изготовление вещи, но и добыча определенного продукта, и даже его переработка, если особые свойства товар приобретает именно благодаря переработке в данном месте (см. ниже, п. п. 6 и 7).
Границы географического объекта, в котором должен производиться товар для того, чтобы имелась возможность получить исключительное право использовать наименование этого объекта, не обязательно определяются его административными границами и даже не всегда точно совпадают с его географическими границами, а зависят в первую очередь от фактических границ той местности, в пределах которой существуют и проявляют себя характерные для нее природные условия и человеческие факторы, определяющие особые свойства товара (см. ниже, п. п. 6 и 7). Эти фактические пределы могут несколько выходить за административные или географические границы соответствующего объекта или, напротив, не достигать таких границ.
Производство товара в границах географического объекта, обозначение которого служит наименованием места его происхождения, должно быть правомерным, но вопрос о том, на каких именно правовых основаниях оно осуществляется (приобретение земли в собственность или ее аренда, создание юридического лица или деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и т.п.), для приобретения исключительного права на использование наименования этого места значения не имеют.
6. Для получения исключительного права на использование наименования места происхождения товара этот товар должен обладать особыми свойствами, отличающими его от однородных товаров, которые производятся в других местах, либо делающими его уникальным, если товар такого рода нигде больше не производится.
Особые свойства товара должны быть указаны в заявке, которая подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (подп. 5 п. 3 ст. 1522 ГК), и их описание вносится затем в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров (п. 2 ст. 1529 ГК).
Изменение особых свойств товара, на использование наименования места происхождения которого предоставлено исключительное право, влечет обязанность правообладателя уведомить федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности о таком изменении (п. 1 ст. 1532 ГК). При продлении срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения требуется подтверждение того, что производимые обладателем свидетельства товары продолжают сохранять особые свойства (п. 2 ст. 1531 ГК), а утрата такими товарами их особых свойств влечет досрочное прекращение действия свидетельства (подп. 1 п. 2 ст. 1536 ГК) и, естественно, прекращение исключительного права данного правообладателя.
7. Решающее значение для превращения наименования места происхождения товара в такое обозначение, на использование которого может быть получено исключительное право, имеет объективная обусловленность особых свойств товара (см. выше, п. 6) "характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами".
К природным условиям места происхождения товара (по терминологии Лиссабонского соглашения, к "географической среде" - geographical environment) относится широкий круг факторов - климатические, геологические, гидрогеологические и иные природные условия этого места. В круг этих факторов входят рельеф местности, высота по отношению к уровню моря, господствующие в этом месте температуры, ветры и дожди, влажность и чистота воздуха, состав почвы и т.д., и т.п.
Выражение "людские факторы" представляет собой неудачный перевод английского термина "human factors" (п. 1 ст. 2 Лиссабонского соглашения) и означает, что именно в данном месте происхождения товара имеются специалисты, обеспечивающие его производство традиционным способом, благодаря сложившимся профессиональным навыкам (опыту), используемым для этого особым технологиям, рецептурам, секретам производства и т.п.
И природные условия, и факторы, связанные с людьми, участвующими в производстве товара, должны быть либо единственной ("исключительно"), либо определяющей ("главным образом") причиной особых свойств товара. При этом они должны быть "характерными" для места его происхождения, т.е. связь между этими условиями и факторами, с одной стороны, и особыми свойствами товара, с другой, должна не только существовать объективно, но и быть устойчивой. Исчезновение такой причины, определяющей особые свойства товара, влечет прекращение правовой охраны наименования соответствующего места его происхождения (см. п. 1 ст. 1521 и подп. 1 п. 1 ст. 1536 ГК).
Из текста п. 1 ст. 1516 следует, что в принципе исключительное право на наименование места происхождения может существовать в отношении любого товара. Однако обусловленность особых свойств товара характерными для этого места природными условиями и человеческими факторами существенно сужает такую возможность: фактически институт исключительного права на наименование места происхождения товара имеет значение для продуктов сельскохозяйственного производства, добычи естественных ресурсов и кустарных промыслов.
8. Для того чтобы наименование места происхождения товара могло стать предметом исключительного права его использовать, это наименование уже должно быть известным в результате его использования в отношении данного товара. Важна не просто известность конкретного географического объекта и его наименования широкому кругу людей, а его известность именно в связи с особыми свойствами товара потребителям товаров данного рода. Соответствие этому требованию закона наименования географического объекта, заявленного с целью государственной регистрации данного наименования как места происхождения определенных товаров, подлежит проверке при экспертизе заявленного обозначения (п. 1 ст. 1525 ГК).
9. Правовая охрана в качестве наименования места происхождения товара не предоставляется таким географическим обозначениям, которые в России уже вошли "во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства" (п. 2 ст. 1516). В этой норме имеются в виду географические обозначения, которые в прошлом, возможно, выполняли роль средства индивидуализации товара, очерченную в п. 1 ст. 1516, но со временем ее утратили и стали использоваться просто для названия товара определенного сорта, независимо от того, где этот товар изготовлен.
В Мадридском соглашении (ст. 4) и в Лиссабонском соглашении (ст. 6) такие географические наименования названы "родовыми наименованиями" (generic appellations).
10. В Парижской конвенции (ст. 1) в качестве объектов правовой охраны названы "указания происхождения или наименования места происхождения" (indications of source or appellations of origin), без проведения какого-либо различия между этими понятиями и, таким образом, без уточнения их соотношения. В результате текст Конвенции сам по себе не дает оснований утверждать, что в ней имеются два разных понятия, либо, напротив, считать, что эти понятия употреблены как синонимы.
Последующее употребление этих понятий и терминов в различных международных договорах позволило Всемирной организации интеллектуальной собственности неофициально истолковать эти понятия как общее и специальное. Если "наименование места происхождения" традиционно понимается в том смысле, который придан ему в Лиссабонском соглашении (ст. 2) и, соответственно, в п. 1 ст. 1516 нашего ГК, то "указание происхождения" означает любое выражение или обозначение, используемые для указания того, что продукт или услуга происходят из страны, района или конкретной местности.". Таким образом, "наименования места происхождения могут квалифицироваться как специальный вид указания происхождения" <1>.
--------------------------------
<1> Введение в интеллектуальную собственность / Всемирная организация интеллектуальной собственности. 1998. С. 237, 238.
В дополнение к этим двум понятиям сравнительно недавно в международный юридический оборот было введено еще и понятие "географических указаний". Оно появилось в Регламенте ЕЭС N 2081/92 от 14.07.1992 "Об охране географических указаний и наименований мест происхождения сельскохозяйственных продуктов и продовольственных товаров" (подп. "б" п. 2 ст. 2) и в 1994 г. в Соглашении ТРИПС (п. 1 ст. 22). В обоих случаях требования, которым должно отвечать "географическое указание", менее строги по сравнению с теми, которые предъявляются к "наименованию места происхождения" Лиссабонским соглашением и нашим законодательством. Географическим указанием может быть признано даже обозначение товара, никак не включающее названия какого-либо географического объекта, если тем не менее с таким обозначением прочно связано происхождение товара с территории определенной местности.
4 июня 1999 г. государства, входящие в СНГ, заключили в Минске Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний (Минское соглашение). Его сторонами являются все государства - участники СНГ, кроме Туркменистана. Для России Минское соглашение вступило в силу 5 ноября 2001 г.
По Минскому соглашению его участники взяли на себя обязательство "сотрудничать в вопросах. выявления и пресечения фактов использования ложных. географических указаний" (ст. 2) и предоставили всем "владельцам прав на. географические указания возможность обращаться в судебные органы для защиты таких прав, предусмотренных настоящим Соглашением, по месту их нарушения." (ст. 13).
При этом под географическими указаниями в Минском соглашении имеются в виду "обозначения, которые идентифицируют происхождение товара из территорий Сторон или их районов, или местностей, где качества, репутация либо другие характеристики товара в значительной степени соотносятся с его географическим происхождением" (ст. 1). Это определение полностью заимствовано из Соглашения ТРИПС (п. 1 ст. 22). Таким образом, по Минскому соглашению Россия обязана предоставлять в пределах своей юрисдикции правовую охрану географическим указаниям, право на использование которых признано в других государствах СНГ, в то время как российские граждане и юридические лица могут претендовать на получение в этих государствах охраны лишь прав на российские наименования места происхождения товара.
11. Вопросы соотношения наименования места происхождения товара с товарным знаком и с другими средствами индивидуализации товаров, юридических лиц и предприятий представляют практический интерес постольку, поскольку возможна коллизия права на такое наименование с правом на иное средство индивидуализации, или, говоря иначе, эти вопросы важны с точки зрения защиты права на наименование места происхождения товара. Поэтому эти вопросы рассматриваются в комментарии к ст. 1537.
Другой комментарий к статье 1516 ГК РФ
В комментируемом параграфе регламентировано право на наименование места происхождения товара. В отношении этих правил авторами проекта комментируемой части аналогично правилам о правовой охране товарных знаков и знаков обслуживания отмечалось, что они в основном восприняты из Закона 1992 г. о товарных знаках, подробно регламентирующего связанные с этими объектами отношения; изменения коснулись в основном редакции и расположения отдельных статей с целью приведения положений о наименованиях мест происхождения товаров в соответствие с общими положениями об охране интеллектуальных прав.
В пункте 3.5 разд. VII Концепции развития гражданского законодательства РФ указывалось, что наименование места происхождения товара является средством индивидуализации товаров, обладающих особыми свойствами, которые определяются характерными для конкретного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 1 ст. 1516 комментируемого параграфа); свойства товара должны быть постоянными и неизменными, следовательно, за их поддержанием в товарах должен осуществляться контроль; положения о таком контроле предусмотрены законодательством ряда стран, а также документами Европейского союза. С учетом этого предлагалось предусмотреть в ГК РФ проведение контроля за сохранением особых свойств в товарах, обозначенных зарегистрированными наименованиями мест происхождения товаров.
Соответственно, в пояснительной записке к проекту Федерального закона N 47538-6 отмечалось, что в целях повышения эффективности правовой охраны наименований мест происхождения товаров предлагается ввести систему контроля уполномоченных государственных органов за поддержанием особых свойств товаров, в отношении которых зарегистрировано наименование места происхождения товара; положения о таком контроле предусмотрены законодательством ряда стран, а также документами Европейского союза. Такие изменения внесены в ст. 1522 комментируемого параграфа.
Комментируемая статья посвящена самому понятию наименования места происхождения товара. В части 1 п. 1 данной статьи воспроизведены положения п. 1 ст. 30 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ), которыми определялось, что наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект) или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Вместе с тем эти положения претерпели некоторые изменения: уточнено, что речь может идти об официальном или неофициальном, полном или сокращенном наименовании соответствующего объекта.
Соответственно данным положениям в подп. 13.4.2 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.) предусмотрено, что при определении соответствия заявленного обозначения требованиям к наименованию места происхождения товаров, установленным в комментируемой статье, проверяется:
представляет собой или содержит ли заявленное обозначение современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта. Обозначение, регистрируемое в качестве наименования места происхождения товара, может дополнительно содержать указание на видовое (родовое) обозначение товара, фантазийное обозначение, цифру или число, которые не имеют самостоятельной правовой охраны;
наличие сведений, подтверждающих нахождение географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, именно в границах, указанных в заявке;
существование наименования географического объекта на дату подачи заявки именно в качестве обозначения, используемого для индивидуализации товара, обладающего особыми свойствами, обусловленными природными условиями и (или) людскими факторами, характерными для данного географического объекта;
наличие указания товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара с указанием места происхождения (производства) товара (границ географического объекта);
наличие описания особых свойств товара и их соответствие заключению компетентного органа.
Наряду с прочим в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что на использование указанного в этой части наименования может быть признано исключительное право производителей такого товара. Такое положение не содержалось в Законе 1992 г. о товарных знаках, оно закреплено в соответствии с общими положениями ст. 1229 комментируемой части об исключительном праве, к которым и сделана отсылка. Содержание исключительного права на наименование места происхождения товара определено ст. 1519 комментируемого параграфа, к которой также сделана отсылка.
Часть 2 п. 1 комментируемой статьи распространяет действие положений данного пункта на обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в ч. 1 данного пункта. Данная часть введена Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 259-ФЗ, авторами проекта которого отмечалось, что вносимые изменения в соответствии со ст. 22 Соглашения ТРИПС обеспечивают предоставление охраны таким наименованиям, которые, хотя и не содержат название географического объекта, тем не менее идентифицируют объект как происходящий с данной территории; такая охрана обеспечивается путем распространения на такие обозначения режима, предусмотренного комментируемой частью для наименований мест происхождения товара.
В пункте 2 комментируемой статьи почти в точности воспроизведены положения п. 2 ст. 30 Закона 1992 г. о товарных знаках, устанавливавшие, что не признается наименованием места происхождения товара обозначение хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в России во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления.
Подпункт 8.2.2 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.) определяет, что обозначением, вошедшим в России во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида (видовое понятие), не связанное с местом производства товара, является наименование географического объекта, которое применялось ранее для индивидуализации товара, но ко времени подачи заявки утратило свою первоначальную способность быть указанием на место действительного происхождения товара и его особые свойства.
Как отмечалось в п. 3.2 Методических рекомендаций по вопросам отнесения заявленных обозначений, товарных знаков и знаков обслуживания к категории вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров и услуг определенного вида, утв. Приказом Роспатента от 27 марта 1997 г. N 26 "О Методических рекомендациях по отдельным вопросам экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков" <1>, признаками, характеризующими обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, являются: использование обозначения в качестве названия (наименования) товара специалистами соответствующих отраслей производства, работниками торговли, потребителями; применение обозначения в качестве названия (наименования) одного и того же товара или товаров того же вида, выпускаемых различными производителями; применение обозначения длительное время. Там же указывалось, что только при наличии всех перечисленных выше признаков обозначение может быть отнесено к категории вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.
--------------------------------
<1> СПС.