1. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит по заявлению правообладателя в Государственный реестр товарных знаков и выданное свидетельство на товарный знак изменения, относящиеся к сведениям о регистрации товарного знака, в том числе о правообладателе, его наименовании, имени, месте нахождения или месте жительства, об адресе для переписки, изменения, связанные с сокращением перечня товаров и услуг, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, изменения отдельных элементов товарного знака, не меняющие его существа, а также изменения для исправления очевидных и технических ошибок. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
2. В случае оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку (статья 1512) из государственной регистрации товарного знака, действующей в отношении нескольких товаров, по заявлению правообладателя может быть выделена отдельная регистрация такого товарного знака для одного товара или части товаров из числа указанных в первоначальной регистрации, неоднородных с товарами, перечень которых остается в первоначальной регистрации. Такое заявление может быть подано правообладателем до принятия решения по результатам рассмотрения спора о регистрации товарного знака.
3. Пункт утратил силу с 1 октября 2014 года - Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ. .
4. Пункт утратил силу с 1 октября 2014 года - Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ. .
Комментарий к статье 1505 ГК РФ
1. Ранее действовавший Закон о товарных знаках не обязывал правообладателя вносить изменения, относящиеся к регистрации; это было его правом.
Перечень изменений, который содержится в п. 1 комментируемой статьи, не является исчерпывающим, поскольку правообладатель обязан уведомлять о "любых" изменениях, относящихся к регистрации.
Законодателем не устанавливается обязанность правообладателя информировать федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности о причинах внесения изменений. Однако в случае внесения изменений, например, в наименование (имя) правообладателя требуется представление соответствующего документа - например, изменений в устав юридического лица либо документа, подтверждающего смену фамилии, имени индивидуального предпринимателя. При преобразовании охраняемого "обычного" товарного знака в коллективный необходимо представление устава соответствующего коллективного знака.
Из содержания п. 1 статьи следует, что изменения могут касаться и самого товарного знака. Однако при этом не должно изменяться его существо. Такими изменениями считаются: исключение из состава товарного знака неохраняемых элементов, незначительное изменение цвета или отдельных изобразительных элементов и т.д.
Если изменено изображение товарного знака, в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности должны быть представлены изображения измененного товарного знака, соответствующие установленным требованиям (см. комментарий к ст. 1492).
2. Основанием для внесения изменений и дополнений в сведения Государственного реестра товарных знаков являются удовлетворенные заявления, ходатайства правообладателя, решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, вступившие в законную силу решения суда. В Государственный реестр вносятся сведения об изменениях и дополнениях, относящихся к государственной регистрации товарного знака, с указанием даты публикации изменения или дополнения. При этом в разделе "Изменения и дополнения к регистрации" Государственного реестра товарных знаков приводятся соответствующие тексты.
3. В пункте 2 статьи содержатся правила, соответствующие положениям Договора о законах по товарным знакам и предусматривающие возможность выделения отдельной регистрации из охраняемого товарного знака. Однако для этого необходимо соблюсти следующие условия: выделение отдельной регистрации может быть осуществлено только из товарного знака, являющегося объектом оспаривания в соответствии со ст. 1512 ГК; оспариваемый товарный знак охраняется в отношении нескольких товаров; отдельная регистрация выделяется для одного или части указанных товаров, не являющихся однородными с товарами, содержащимися в товарном знаке, из которого производится выделение; заявление об этом необходимо подать до принятия решения по результатам рассмотрения спора о регистрации товарного знака.
Подача заявления о выделении отдельной регистрации должна сопровождаться уплатой соответствующей пошлины. На выделенную регистрацию товарного знака оформляется отдельное свидетельство (см. комментарий к ст. 1504).
4. Исправление очевидных и технических ошибок может осуществляться по инициативе как правообладателя, так и федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В последнем случае федеральный орган предварительно должен уведомить правообладателя об их обнаружении и необходимости эти ошибки исправить.
Как следует из практики федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, технические ошибки могут выражаться в пропуске букв, слов, наличии опечаток, неправильной расстановке знаков препинания и т.д. Технические ошибки обычно связаны с неправильным переносом данных при изготовлении свидетельств, публикации сведений и регистрации товарных знаков. Очевидные ошибки могут явиться результатом дефектов, допущенных самим заявителем при подготовке заявки; при этом необходимость их исправления очевидна для любого лица. В случае если ошибки допущены в свидетельстве на товарный знак, в него вносятся соответствующие изменения. При обнаружении ошибок и в Реестре исправление производится и в свидетельстве, и в Реестре одновременно. В случае обнаружения ошибок в публикации сведения об их исправлении должны быть незамедлительно опубликованы федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене.
Другой комментарий к статье 1505 ГК РФ
В комментируемой статье регламентировано внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак. Данная статья в первоначальной редакции воспроизводила с отдельными изменениями положения ст. 17 "Внесение изменений в регистрацию" Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).
Пункт 1 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции устанавливал, что правообладатель обязан уведомлять Роспатент о любых изменениях, относящихся к государственной регистрации товарного знака, в том числе в наименовании или имени правообладателя, о сокращении перечня товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, об изменении отдельных элементов товарного знака, не меняющем его существа. Наряду с этим в п. 4 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции предусматривалось, что Роспатент по собственной инициативе может вносить изменения в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак для исправления очевидных и технических ошибок, предварительно уведомив об этом правообладателя.
Законом 2014 г. N 35-ФЗ п. 1 комментируемой статьи изложен полностью в новой редакции, а п. 4 данной статьи признан утратившим силу. В результате в новой редакции п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что Роспатент вносит указанные изменения в Государственный реестр товарных знаков и выданное свидетельство на товарный знак по заявлению правообладателя. При этом перечень сведений, в отношении которых вносятся изменения, расширен за счет таких сведений, как место нахождения или место жительства правообладателя, адрес для переписки.
В пункте 2 комментируемой статьи на случай оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку (оспаривание и признание недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку регламентированы ст. 1512 комментируемого параграфа, к которой и сделана отсылка) предусмотрена возможность выделения из государственной регистрации товарного знака, действующей в отношении нескольких товаров, отдельной регистрации такого товарного знака для одного товара или части товаров из числа указанных в первоначальной регистрации, неоднородных с товарами, перечень которых остается в первоначальной регистрации. Выделение отдельной регистрации осуществляется по заявлению правообладателя, которое может быть подано до принятия решения по результатам рассмотрения спора о регистрации товарного знака.
В соответствии с данными положениями в подп. 12.4.11 Регламента Минобрнауки России по ведению реестров и публикации сведений (2007 г.) установлено, что заявление о выделении отдельной регистрации должно удовлетворять следующим условиям: а) заявление о выделении отдельной регистрации подается в случае оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку (по основаниям и в сроки, которые предусмотрены ст. 1512 комментируемого параграфа); б) на дату подачи заявления о выделении отдельной регистрации не принято решение по результатам рассмотрения спора о предоставлении правовой охраны товарному знаку; в) приведенные в заявлении о выделении отдельной регистрации товары входят в перечень товаров по первоначальной государственной регистрации и неоднородны с товарами, перечень которых остается в первоначальной регистрации. В приложении N 4 к данному Регламенту приведен образец заявления об изменении, связанном с выделением отдельной регистрации товарного знака из первоначальной государственной регистрации.
Пункт 3 комментируемой статьи признан утратившим силу также Законом 2014 г. N 35-ФЗ. В прежней (первоначальной) редакции данного пункта устанавливалось, что записи об изменениях, относящиеся к государственной регистрации товарного знака, вносятся в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак при условии уплаты соответствующей пошлины.