Статья 1499. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака

1. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака (экспертиза заявленного обозначения), проводится по заявке, принятой к рассмотрению в результате формальной экспертизы.В ходе проведения экспертизы проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям статьи 1477 и пунктов 1-7, подпункта 3 пункта 9 (в части промышленных образцов), пункта 10 (в части средств индивидуализации и промышленных образцов) статьи 1483 настоящего Кодекса и устанавливается приоритет товарного знака. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.В случае поступления обращения в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 1493 настоящего Кодекса содержащиеся в обращении доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям статей 1477 и 1483 настоящего Кодекса учитываются при проведении экспертизы заявленного обозначения. (Абзац дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)
2. По результатам экспертизы заявленного обозначения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. В соответствии с международными договорами Российской Федерации по результатам экспертизы товарного знака федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о предоставлении правовой охраны или об отказе в предоставлении правовой охраны товарному знаку на территории Российской Федерации. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

3. До принятия решения об отказе в государственной регистрации товарного знака или решения о государственной регистрации товарного знака в отношении части товаров, содержащихся в перечне товаров на дату подачи заявки или в перечне, измененном заявителем в соответствии с пунктом 2 статьи 1497 настоящего Кодекса, заявителю направляется уведомление в письменной форме о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям абзаца второго пункта 1 настоящей статьи с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов. Доводы заявителя учитываются при принятии решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, если они представлены в течение шести месяцев со дня направления заявителю указанного уведомления. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

4. Решение о государственной регистрации товарного знака может быть пересмотрено федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности до регистрации товарного знака в связи с:
1) поступлением заявки, имеющей более ранний приоритет в соответствии со статьями 1494, 1495 и 1496 настоящего Кодекса, на тождественное или сходное с ним до степени смешения обозначение в отношении однородных товаров;
2) государственной регистрацией в качестве наименования места происхождения товара обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком, указанным в решении о регистрации;
3) выявлением заявки, содержащей тождественный товарный знак, либо выявлением охраняемого тождественного товарного знака в отношении совпадающих полностью или частично перечней товаров с тем же или более ранним приоритетом товарного знака;
4) изменением заявителя, которое в случае государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака может привести к введению потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

Комментарий к статье 1499 ГК РФ

1. Экспертиза обозначений, заявленных в качестве товарных знаков, проводится только по обозначениям, прошедшим формальную экспертизу, т.е. по заявкам, принятым к рассмотрению.

При проведении экспертизы заявленного обозначения проверяется соответствие материалов заявки требованиям, предъявляемым к ее содержанию и оформлению, за исключением тех, которые являются объектом формальной экспертизы, и устанавливается приоритет.

В процессе проверки перечня товаров и услуг в первую очередь устанавливают возможность идентификации перечисленных в заявке товаров и услуг с терминами соответствующего класса МКТУ, а также правильность их группировки.

В ходе проверки товарного знака на предмет наличия "старших прав" осуществляется поиск тождественных или сходных до степени смешения обозначений, определяется степень сходства, а также проверяется однородность товаров, содержащихся в заявке, с товарами, в отношении которых зарегистрированы либо заявлены выявленные товарные знаки или обозначения.

Определяя сходство обозначений, руководствуются следующим: если обозначения совпадают во всех элементах, они являются тождественными, если же между ними имеются отдельные отличия, но обозначения ассоциируются друг с другом, они признаются сходным до степени смешения. Однородность товаров определяется путем выявления потенциальной возможности возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю; при этом принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта, круг потребителей и т.д.

Надо отметить, что поиск тождественных и сходных обозначений проводится среди товарных знаков и заявленных на регистрацию обозначений, подпадающих под условия, содержащиеся в п. 6 ст. 1483 ГК. При этом не учитываются товарные знаки, правовая охрана которых признана недействительной (ст. 1512 ГК), прекращена в соответствии со ст. 1514 ГК, заявки на которые отозваны либо по которым приняты решения об отказе в регистрации, когда возможность оспаривания утрачена. Не принимаются во внимание также заявки, по которым в адрес заявителя были направлены уведомления о невозможности регистрации товарного знака в связи с непредставлением документа, подтверждающего уплату пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него.

2. Пунктом 3 комментируемой статьи предусматривается направление заявителю уведомления, содержащего результаты проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства, в частности требованиям, предусмотренным ст. 1477 и п. п. 1 - 7 ст. 1483 ГК.

Важно отметить, что доводы заявителя должны быть представлены в течение 6 месяцев со дня направления уведомления, а не со дня получения его заявителем, как это предусмотрено при направлении запросов, причем этот срок не продлевается.

3. По результатам экспертизы заявленного обозначения принимается решение либо о регистрации товарного знака, либо об отказе в регистрации в качестве товарного знака. При этом решение о регистрации может быть принято как по всем товарам, указанным в заявке, так и в отношении их части.

Если в результате экспертизы, проведенной в соответствии с п. 1 ст. 1499, установлено, что обозначение не соответствует по крайней мере одному из требований, предусмотренных Кодексом, для всего перечня товаров и услуг, заявителю направляется решение об отказе в государственной регистрации товарного знака с приведением основанных на положениях Кодекса мотивов отказа в государственной регистрации товарного знака.

4. В пункте 4 статьи содержится исчерпывающий перечень оснований для пересмотра решения о регистрации товарного знака. Надо отметить, что возможность такого пересмотра направлена, в первую очередь, на защиту прав третьих лиц, о которых было неизвестно при проведении экспертизы. Вместе с тем права заявителя также являются защищенными, поскольку указанный пересмотр решения возможен только до регистрации товарного знака.

4.1. При поступлении заявки, имеющей более ранний приоритет, на тождественное или сходное до степени смешения обозначение, а также в случае поступления сведений об этом, приведших к инициированию процедуры пересмотра решения о государственной регистрации товарного знака, по заявке проверяется, произведена ли государственная регистрация товарного знака по пересматриваемой заявке, и проводится дополнительная экспертиза заявленного обозначения. Заявителю направляется уведомление о причинах пересмотра решения, доводах экспертизы и предложение представить ответ экспертизе.

В течение месяца со дня поступления ответа заявителя (или при непредставлении ответа на уведомление экспертизы в установленный срок) принимается решение о государственной регистрации товарного знака. Такое решение касается части товаров и услуг, неоднородных с теми, в отношении которых была подана заявка с более ранним приоритетом. В эти же сроки может быть принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака. В новом решении заявитель уведомляется о пересмотре ранее принятого решения о государственной регистрации товарного знака с указанием соответствующих причин.

4.2. Пересмотр решения о государственной регистрации товарного знака в связи с регистрацией в качестве наименования места происхождения товара обозначения, тождественного этому товарному знаку или сходного с ним до степени смешения, осуществляется до государственной регистрации товарного знака. При этом во внимание может быть принято и поступление этих сведений от третьих лиц. В месячный срок со дня поступления ответа заявителя (или при непредставлении ответа на уведомление экспертизы в установленный в нем срок) по пересматриваемой заявке могут быть приняты следующие решения. Во-первых, решение о государственной регистрации товарного знака, если заявитель согласился с тем, что элементы обозначения по пересматриваемой заявке, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым наименованием места происхождения товара, будут включены в товарный знак как неохраняемые. При этом он представил доказательства того, что регистрация товарного знака будет осуществлена на имя лица, имеющего право пользования наименованием места происхождения товара. Во-вторых, решение об отказе в регистрации товарного знака, если вышеуказанные условия не соблюдены. В новом решении заявитель уведомляется о пересмотре ранее принятого решения по соответствующим причинам.

4.3. Пересмотр решения о государственной регистрации товарного знака в связи с выявлением заявки, содержащей тождественный товарный знак, или выявлением охраняемого тождественного товарного знака в отношении совпадающих (полностью или частично) перечней товаров и с тем же или более ранним приоритетом товарного знака осуществляется в связи с выявлением указанных обстоятельств экспертизой или поступлением сведений об этом от третьих лиц. При выявлении охраняемого тождественного товарного знака в отношении совпадающих перечней товаров и с тем же приоритетом дополнительная экспертиза проводится в "обычном" порядке. Если заявитель по пересматриваемой заявке представит документально подтвержденные сведения о том, что он оспаривает регистрацию товарного знака в суде, то решение по пересматриваемой заявке не принимается до вступления в силу соответствующего судебного акта. После вступления его в законную силу и в случае отсутствия препятствий для регистрации товарного знака по пересматриваемой заявке принимается решение о государственной регистрации товарного знака.

4.4. При выявлении заявки, содержащей тождественный товарный знак, или выявлении охраняемого, с более ранним приоритетом, тождественного товарного знака в отношении совпадающих перечней товаров дополнительная экспертиза проводится незамедлительно. Заявителю по пересматриваемой заявке направляется уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства (п. 3 ст. 1499) с разъяснениями причин пересмотра решения о государственной регистрации товарного знака и доводами экспертизы.

4.5. Пересмотр решения о государственной регистрации товарного знака осуществляется в связи с изменением в заявке сведений о заявителе, приведшим к появлению возможности введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя в случае регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Сюда же относятся случаи передачи или перехода права на регистрацию товарного знака вследствие изменения наименования и (или) имени заявителя в соответствии с п. 3 ст. 1497 ГК. Если заявление об изменении заявителя удовлетворяется после принятия решения о государственной регистрации товарного знака, что повлекло за собой возможность введения потребителя в заблуждение, дополнительная экспертиза заявленного обозначения на соответствие требованиям п. 3 ст. 1483 ГК проводится незамедлительно. В результате экспертизы заявленного обозначения заявителю по пересматриваемой заявке направляется уведомление с разъяснениями причин пересмотра решения о государственной регистрации товарного знака, доводами экспертизы и предложением представить ответ.

4.6. В месячный срок со дня поступления ответа заявителя (или при непредставлении ответа на уведомление экспертизы по пересматриваемой заявке) принимается решение об отказе в регистрации товарного знака, если доводы заявителя, приведенные в ответе на письмо экспертизы, не снимают препятствий для регистрации заявленного обозначения по пересматриваемой заявке. В решении об отказе в регистрации товарного знака, в частности, заявитель повторно уведомляется о пересмотре ранее принятого решения о государственной регистрации товарного знака по соответствующим причинам и признании его недействительным.

4.7. Принятое ранее решение о государственной регистрации товарного знака может подтвердиться и остаться в силе, если доводы заявителя, приведенные в ответе на уведомление экспертизы, устраняют выявленные основания для отказа в государственной регистрации. В этом случае дальнейшее делопроизводство осуществляется в установленном порядке.

Другой комментарий к статье 1499 ГК РФ

В комментируемой статье регламентировано проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "экспертиза заявленного обозначения"), - второго этапа экспертизы заявки на товарный знак, следующего за этапом формальной экспертизы заявки. Первоначальная редакция данной статьи воспроизводила с отдельными изменениями положения ст. 12 "Экспертиза заявленного обозначения" Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

Законом 2014 г. N 35-ФЗ в комментируемую статью внесен ряд изменений, в том числе:

содержащийся в части 2 п. 1 комментируемой статьи перечень требований, на соответствие которым в ходе проведения экспертизы проверяется заявленное обозначение, дополнен указанием на требования положений подп. 3 п. 9 (в части промышленных образцов) и п. 10 (в части средств индивидуализации и промышленных образцов) ст. 1483 комментируемого параграфа;

в п. 1 комментируемой статьи включена часть 3, предусматривающая при поступлении обращения в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 1493 комментируемого параграфа необходимость учета при проведении экспертизы заявленного обозначения содержащихся в обращении доводов о несоответствии заявленного обозначения требованиям ст. ст. 1477 и 1483 данного параграфа. Упомянутая часть 3 п. 1 ст. 1493 комментируемого параграфа содержит нововведение того же Закона 2014 г. N 35-ФЗ о праве любого лица в период после публикации сведений о заявке до принятия решения о государственной регистрации товарного знака представить в Роспатент обращение в письменной форме, содержащее доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям ст. ст. 1477 и 1483 данного параграфа;

пункт 2 комментируемой статьи дополнен положениями, устанавливающими, что в соответствии с международными договорами РФ по результатам экспертизы товарного знака федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о предоставлении правовой охраны или об отказе в предоставлении правовой охраны товарному знаку на территории РФ;

в п. 3 комментируемой статьи уточнено, что соответствующее уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения установленным требованиям подлежит направлению не до принятия решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, а до принятия решения об отказе в государственной регистрации товарного знака или решения о государственной регистрации товарного знака в отношении части товаров, содержащихся в перечне товаров на дату подачи заявки или в перечне, измененном заявителем в соответствии с п. 2 ст. 1497 комментируемого параграфа.

Упомянутые выше положения ст. 12 Закона 1992 г. о товарных знаках детализированы в п. 14 "Экспертиза заявленного обозначения" Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.), которым наряду с прочим предусмотрено следующее.

Задачами экспертизы заявленного обозначения являются проверка соответствия заявленного обозначения установленным требованиям и установление приоритета товарного знака. По результатам экспертизы заявленного обозначения принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.

Экспертиза заявленного обозначения осуществляется по завершении формальной экспертизы по заявкам, принятым к рассмотрению. В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения осуществляется: проверка соответствия материалов заявки требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению заявки и прилагаемых к ней документов, за исключением материалов заявки, проверка которых осуществляется в ходе формальной экспертизы; проверка перечня товаров и услуг, а также правильности их группирования по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ); установление приоритета товарного знака; проверка соответствия заявленного обозначения условиям регистрации.

В ходе проверки перечня товаров и услуг устанавливается: возможность идентификации термина, используемого заявителем для обозначения товара или услуги, с конкретным товаром или услугой того или иного класса МКТУ; правильность осуществленного заявителем группирования товаров и услуг по классам МКТУ. При необходимости корректировки представленной заявителем редакции перечня товаров и услуг экспертиза вправе запросить у заявителя соответствующее уточнение.

Если установлено, что действительное количество классов МКТУ, соответствующее перечисленным заявителем товарам, больше того количества классов МКТУ, за которые уплачена пошлина за подачу заявки и экспертизу заявленного обозначения, заявитель уведомляется о необходимости доплаты недостающей суммы или ограничения его притязаний (сокращения количества классов МКТУ, по которым испрашивается регистрация заявленного обозначения).

При отказе заявителя от доплаты суммы пошлины или ограничения своих притязаний экспертиза заявленного обозначения проводится в отношении классов МКТУ, за которые пошлина уплачена, в порядке их изложения при подаче заявки.

В ходе проверки перечня товаров и услуг по выделенной заявке должно быть установлено следующее: товары и услуги, указанные в выделенной заявке, были заявлены в первоначальной заявке на товарный знак; товары и услуги, указанные в выделенной заявке, не являются однородными с товарами и услугами, остающимися в первоначальной заявке.

При проверке на тождество и сходство осуществляются следующие действия: проводится поиск тождественных и сходных обозначений; определяется степень сходства заявленного и выявленных при проведении поиска обозначений; определяется однородность заявленных товаров товарам, для которых зарегистрированы (заявлены) выявленные тождественные или сходные товарные знаки (обозначения). Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.

Как упоминалось выше (см. комментарий к ст. 1483), Приказом Роспатента от 30 ноября 2009 г. N 170 утверждены Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы обозначений, представляющих собой этикетки и полиграфические упаковки, Приказом Роспатента от 30 декабря 2009 г. N 190 - Рекомендации по применению положений Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся согласия правообладателя на регистрацию сходного товарного знака, Приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. N 197 - Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, Приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. N 198 - Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания.

Приказом Роспатента от 23 марта 2001 г. N 39 утверждены Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений <1>, в которых освещены следующие вопросы: особенности экспертизы заявленных обозначений, содержащих или представляющих собой: описательные элементы; фамилии; географические названия; обозначения, вошедшие во всеобщее употребление в качестве обозначений товаров определенного вида; буквы и/или цифры; объемные, звуковые обозначения и обозначения движущегося изображения; флаги, гербы и т.д.; признание элементов обозначений неохраняемыми; особенности экспертизы заявленных обозначений: ложных или способных ввести в заблуждение; противоречащих принципам морали; внесение дополнений, уточнений и исправлений в материалы заявки.

--------------------------------
<1> СПС.