Статья 1495. Конвенционный и выставочный приоритет товарного знака

1. Приоритет товарного знака может быть установлен по дате подачи первой заявки на товарный знак в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если заявка на товарный знак подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев с указанной даты.

2. Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если заявка на товарный знак подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев с указанной даты.

3. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного или выставочного приоритета, обязан указать это при подаче заявки на товарный знак или в течение двух месяцев со дня ее подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и приложить необходимые документы, подтверждающие правомерность такого требования, либо представить эти документы в указанный федеральный орган в течение трех месяцев со дня подачи заявки.

4. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Комментарий к статье 1495 ГК РФ

1. Статьей 4 Парижской конвенции предусмотрено, что любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на товарный знак в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение 6 месяцев с даты подачи этой заявки.

Таким образом, возможность испрашивания конвенционного приоритета, предусмотренная п. 1 комментируемой статьи, основана на положениях Парижской конвенции. Предоставление права испрашивать конвенционный приоритет обеспечивает достаточно широкие возможности для заявителя, т.к., подав заявку в одной из стран-участниц, он имеет в распоряжении срок для защиты своих прав в других странах, являющихся участницами Парижской конвенции.

2. Важно также иметь в виду, что заявляемые обозначение и перечень должны соответствовать обозначению и перечню товаров и услуг, содержащимся в первой заявке; при этом допускается подача заявки, содержащей (по сравнению с первой заявкой) сокращенный перечень товаров и услуг.

3. Статья 11 Парижской конвенции предусматривает еще одну льготу для заявителей - возможность использовать так называемый выставочный приоритет. В соответствии с указанной статьей страны-участницы обязаны предоставлять временную охрану товарным знакам, сопровождающим товары, экспонируемые на официально признанных международных выставках, проводимых на территории любой страны - участницы Парижской конвенции. При этом временная охрана может обеспечиваться различными средствами, в т.ч. путем предоставления выставочного приоритета, который устанавливается по дате начала открытого показа экспоната на выставке.

Основываясь на положениях ст. 11 Парижской конвенции, Гражданский кодекс предоставляет соответствующую возможность для заявителей, подающих заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

4. Для правильного применения норм, касающихся предоставления выставочного приоритета, необходимо в первую очередь определить, какие выставки являются официальными или официально признанными международными. В этой связи необходимо обратиться к Конвенции о международных выставках 1928 г., согласно ст. 1 которой "рассматривается как международная официальная или официально признанная выставка всякий показ, каково бы ни было его наименование, к участию в котором другие страны приглашаются дипломатическим путем, который имеет в качестве общего правила непериодический характер, главная цель которого состоит в выявлении успехов, достигнутых различными странами в одной отрасли или нескольких отраслях производства и во время которого по существу при входе в помещение выставки не делается никакого различия между покупателями или посетителями".

5. Как и при испрашивании конвенционного приоритета, при испрашивании выставочного приоритета необходимо представить документ, подтверждающий показ товаров, маркированных товарным знаком на выставке. Такой документ должен подтверждать статус выставки как официальной или официально признанной международной, организованной на территории страны - участницы Парижской конвенции. Он должен содержать наименование лица, экспонировавшего товары, обозначение, которым они маркировались, перечень тех товаров, которые маркировались этим обозначением, и дату начала открытого показа товаров (экспонатов) на выставке. Указанный документ подписывается уполномоченным лицом соответствующей выставки (см. комментарий к ст. 1492).

6. Что касается порядка испрашивания выставочного приоритета, то он совпадает с порядком, предусмотренным для приоритета конвенционного.

7. Предусмотренная п. 4 комментируемой статьи возможность установления приоритета по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами Российской Федерации основывается на положениях п. 2 ст. 4 Мадридского соглашения и п. 2 ст. 4 Протокола к Мадридскому соглашению (и, соответственно, на установленных ими условиях).

Другой комментарий к статье 1495 ГК РФ

В комментируемой статье предусмотрена возможность установления конвенционного и выставочного приоритета товарного знака, а также предусмотрено установление приоритета товарного знака по дате его международной регистрации. Как говорилось в комментарии к предыдущей статье, ранее такие положения содержались в ст. 9 Закона 1992 г. о товарных знаках.

Установление конвенционного приоритета означает установление приоритета товарного знака по дате подачи первой заявки на товарный знак в государстве - участнике Парижской конвенции. Условием установления конвенционного приоритета является подача заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатент, в течение шести месяцев с указанной даты.

Установление конвенционного приоритета предусмотрено в соответствии со ст. 4 "Патенты, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, авторские свидетельства: право приоритета. Патенты: разделение заявки" Парижской конвенции, согласно п. 1 которой любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение сроков, указанных в данной статье.

Установление выставочного приоритета товарного знака означает установление приоритета товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств - участников Парижской конвенции, по дате начала открытого показа экспоната на выставке. Условием установления выставочного приоритета товарного знака является подача заявки на товарный знак, которая должна быть подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатент, в течение шести месяцев с указанной даты.

Установление выставочного приоритета предусмотрено соответственно ст. 11 "Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки: временная охрана на определенных международных выставках" Парижской конвенции, согласно п. 1 которой страны Союза предоставляют в соответствии со своим внутренним законодательством временную охрану патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран.

В пункте 3 комментируемой статьи закреплены обязанности заявителя, желающего воспользоваться правом конвенционного или выставочного приоритета, указать на испрашивание соответствующего приоритета при подаче заявки на товарный знак или в течение двух месяцев со дня ее подачи в Роспатент и приложить необходимые документы, подтверждающие правомерность такого требования, либо представить эти документы в Роспатент в течение трех месяцев со дня подачи заявки.

Пункты 1 - 3 комментируемой статьи воспроизводят положения соответственно п. п. 2 - 4 ст. 9 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ), с учетом которых в подп. 14.9.1 и 14.9.2 Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.) определены перечни вопросов, проверяемых при испрашивании соответственно конвенционного приоритета и выставочного приоритета.

Так, при испрашивании конвенционного приоритета проверяется:

наличие копии первой заявки, поданной заявителем в государстве - участнике Парижской конвенции. Если указанная копия представлена после даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, устанавливается соблюдение заявителем трехмесячного срока с указанной даты, в течение которого копия первой заявки должна быть представлена;

соблюдение заявителем шестимесячного срока, начиная с даты подачи первой заявки, в течение которого заявка с испрашиванием конвенционного приоритета должна быть подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;

представление просьбы об установлении конвенционного приоритета в течение двух месяцев с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;

соответствие заявляемого обозначения и перечня товаров и услуг обозначению и перечню товаров и услуг, содержащимся в первой заявке, при этом в перечне товаров и услуг, для которых заявляется обозначение, могут отсутствовать некоторые из товаров и услуг, указанные в первой заявке.

При испрашивании выставочного приоритета проверяется:

наличие документа, подтверждающего выставочный приоритет и соответствие его требованиям, предусмотренным подп. 2.12.4 данных Правил;

соблюдение заявителем шестимесячного срока, начиная с даты начала открытого показа экспоната на выставке, в течение которого заявка с испрашиванием выставочного приоритета должна быть подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;

представление просьбы об установлении выставочного приоритета в течение двух месяцев с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;

соответствие заявляемого обозначения обозначению на экспонировавшихся товарах при условии, что товары, в отношении которых заявляется обозначение с испрашиванием выставочного приоритета, экспонировались на выставке.

В пункте 4 комментируемой статьи в точности воспроизведено положение п. 7 ст. 9 Закона 1992 г. о товарных знаках, предусматривающее возможность установления приоритета товарного знака по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами РФ. Международная регистрация товарного знака российскими юридическими лицами и гражданами предусмотрена в ст. 1507 комментируемого параграфа, согласно п. 2 которой заявка на такую регистрацию подается через федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (см. комментарий к указанной статье).