Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.
Комментарий к статье 1467 ГК РФ
Исключительные права на секрет производства основываются на фактической монополии обладателя секрета производства, которая достигается прежде всего соблюдением конфиденциальности в отношении охраняемых сведений. Отсюда существенное отличие от патентной охраны, которая, устанавливая монополию патентообладателя, напротив, открывает широкий доступ к запатентованным решениям всем заинтересованным лицам, что и создает предпосылки для наиболее эффективного экономического использования этих решений.
Другая особенность. Все исключительные права охраняются в течение определенного срока. Права на ноу-хау не ограничены каким-либо сроком. Они перестают действовать, когда нарушается основное условие их охраны, независимо от того, какие конкретные обстоятельства привели к разглашению соответствующей информации: противоправные действия сотрудника, контрагента, третьих лиц либо собственное решение правообладателя.
Другой комментарий к статье 1467 ГК РФ
Комментируемая статья определяет срок действия исключительного права на секрет производства. Закрепление такой регламентации основано на общей норме п. 2 ст. 1230 комментируемой части, предусматривающей, что продолжительность срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, порядок исчисления этого срока, основания и порядок его продления, а также основания и порядок прекращения исключительного права до истечения срока устанавливаются ГК РФ.
До принятия комментируемой части в ч. 2 ст. 151 ОГЗ СССР устанавливалось, что срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия условий, названных в ч. 1 данной статьи, т.е. условий, при которых обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами (о таких условиях см. комментарий к ст. 1465).
Как установлено комментируемой статьей, срок действия исключительного права на секрет производства совпадает со сроком сохранения конфиденциальности сведений, составляющих его содержание (соответственно, в отличие от ОГЗ СССР речь идет о действии лишь одного из условий охраны секрета производства). При этом предусмотрено, что утрата конфиденциальности сведений, составляющих секрет производства, означает прекращение исключительного права на секрет производства у всех правообладателей, а не только у того из них, кем утрачена конфиденциальность соответствующих сведений. Понятие конфиденциальности информации определено в п. 7 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
В Федеральном законе "О коммерческой тайне" охрана конфиденциальности информации регламентирована прежде всего положениями ст. 10 (в ред. Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ <1>), согласно ч. 2 которой режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, следующих мер, указанных в ч. 1 данной статьи:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4291.
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).