1. Правообладатель в течение срока действия исключительного права на топологию интегральной микросхемы (статья 1457) может по своему желанию зарегистрировать топологию в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.Топология, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежит. Лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию топологии (заявитель), несет ответственность за разглашение сведений о топологии, содержащей государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
2. Если до подачи заявки на государственную регистрацию топологии (заявка на регистрацию) имело место использование топологии, заявка может быть подана в срок, не превышающий двух лет со дня первого использования топологии. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
3. Заявка на регистрацию должна относиться к одной топологии и содержать:
1) заявление о государственной регистрации топологии с указанием лица, на имя которого испрашивается государственная регистрация, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, места жительства или места нахождения каждого из них, даты первого использования топологии, если оно имело место;
2) депонируемые материалы, идентифицирующие топологию, включая реферат;
3) подпункт утратил силу с 1 октября 2014 года - Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
4. Правила оформления заявки на регистрацию устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
5. На основании заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и их соответствие требованиям пункта 3 настоящей статьи. При положительном результате проверки указанный федеральный орган вносит топологию в Реестр топологий интегральных микросхем, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы и публикует сведения о зарегистрированной топологии в официальном бюллетене.По запросу указанного федерального органа исполнительной власти либо по собственной инициативе автор или иной правообладатель вправе до момента государственной регистрации дополнять, уточнять и исправлять материалы заявки на регистрацию. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
6. Порядок государственной регистрации топологий, формы свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых в свидетельствах сведений и перечень сведений, публикуемых федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
7. По заявлению правообладателя федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит изменения, относящиеся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе топологии, в том числе к наименованию или имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора топологии, адресу для переписки, а также изменения для исправления очевидных и технических ошибок в Реестр топологий интегральных микросхем и свидетельство о государственной регистрации топологии.Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения о любых изменениях записей, внесенных в Реестр топологий интегральных микросхем. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
8. Сведения, внесенные в Реестр топологий интегральных микросхем, считаются достоверными, если не доказано иное. Ответственность за достоверность представленных для регистрации сведений несет заявитель.
Комментарий к статье 1452 ГК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает правила факультативной (по желанию правообладателя) государственной регистрации топологии интегральной микросхемы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Такая регистрация может быть осуществлена в течение всего срока действия исключительного права на топологию интегральной микросхемы (см. комментарий к ст. 1457).
2. Единственное ограничение для подачи заявки на выдачу свидетельства о государственной регистрации топологии связано с предшествующим регистрации использованием топологии, которое не может составлять более двух лет со дня начала использования до даты подачи заявки. Следует также иметь в виду, что топология, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, не подлежит государственной регистрации.
3. Пункт 3 комментируемой статьи определяет состав документов, входящих в заявку на регистрацию топологии. Заявка должна содержать:
1) заявление о государственной регистрации топологии с указанием лица, на имя которого испрашивается государственная регистрация, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, места жительства или места нахождения каждого из них, даты первого использования топологии, если оно имело место;
2) депонируемые материалы, идентифицирующие топологию, включая реферат. К таким материалам относятся, в частности:
послойные топологические чертежи;
сборочный топологический чертеж, включая спецификацию;
фотографии или копии с фотообъектов (на бумажном носителе);
фотографии на бумаге каждого слоя топологии, зафиксированной в интегральной микросхеме;
машиночитаемый носитель.
В состав заявки может быть включен полный комплект одного из перечисленных видов визуально воспринимаемых материалов, отображающих каждый слой регистрируемой топологии;
3) документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере либо основания для освобождения от уплаты пошлины, для уменьшения ее размера или для отсрочки ее уплаты.
4. В соответствии с п. 4 статьи правила оформления заявки на регистрацию устанавливаются в Административном регламенте по топологиям интегральных микросхем.
5. Собственно процедура регистрации топологии интегральной микросхемы определена в правилах п. 5 статьи.
В отличие от ранее действовавшего Закона о правовой охране топологий, в правилах п. 7 комментируемой статьи для топологий, прошедших государственную регистрацию, установлена обязательная регистрация в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности договоров не только об отчуждении, но и о залоге исключительного права на топологию, а также лицензионных договоров о предоставлении права использования топологии. Следует заметить, что по Закону о правовой охране топологий обязательной регистрации подлежали только договоры об отчуждении прав на зарегистрированные топологии. Что касается лицензионных договоров, то они регистрировались "по соглашению сторон" (п. 5 ст. 9).
В Реестр топологий интегральных микросхем вносятся все сведения об изменении правообладателя и обременении исключительного права на топологию на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа. Указанные сведения подлежат публикации в официальном бюллетене.
Ответственность за достоверность сведений, предоставленных для внесения в Реестр топологий интегральных микросхем, возложена на заявителя.
Другой комментарий к статье 1452 ГК РФ
В комментируемой статье предусмотрена и регламентирована государственная регистрация топологии интегральной микросхемы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатенте. Данная статья воспроизводит с рядом изменений положения ст. 9 "Регистрация и уведомление" Закона 1992 г. о топологиях интегральных микросхем.
Часть 1 п. 1 комментируемой статьи предусматривает право правообладателя в течение срока действия исключительного права на топологию интегральной микросхемы по своему желанию зарегистрировать топологию в Роспатенте. Подобным образом в п. 1 ст. 9 Закона 1992 г. о топологиях интегральных микросхем (здесь и далее в ред. Федерального закона от 9 июля 2002 г. N 82-ФЗ) указывалось, что автор топологии или иной правообладатель непосредственно или через своего представителя может по своему желанию зарегистрировать топологию в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности путем подачи заявки на официальную регистрацию топологии ИМС. Однако при этом прямо не указывалось на необходимость учета срока действия исключительного права на топологию. Срок действия исключительного права на топологию определяется положениями ст. 1457 комментируемой главы, к которой и отсылает часть 1 п. 1 комментируемой статьи.
В соответствии с ч. 2 п. 1 комментируемой статьи исключается возможность государственной регистрации топологии, содержащей сведения, составляющие государственную тайну. В пункте 1 ст. 9 Закона 1992 г. о топологиях интегральных микросхем устанавливался такой же запрет, но он распространялся на топологии, содержащие сведения, составляющие не только государственную, но и иную охраняемую законом тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне", в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Часть 2 п. 1 комментируемой статьи, воспроизводя соответствующее положение п. 1 ст. 9 Закона 1992 г. о топологиях интегральных микросхем, также указывает на то, что лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию топологии (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "заявитель"; до внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменения говорилось о заявке на выдачу свидетельства о государственной регистрации топологии), несет ответственность за разглашение сведений о топологии, содержащей государственную тайну, в соответствии с законодательством РФ.
В пункте 2 комментируемой статьи установлен срок, в течение которого может быть подана заявка на государственную регистрацию топологии (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "заявка на регистрацию"; до внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменения говорилось о заявке на выдачу свидетельства о государственной регистрации топологии) в случае, если до подачи заявки имело место использование топологии: в этом случае заявка может быть подана в срок, не превышающий двух лет со дня первого использования топологии. Такое правило содержалось в п. 2 ст. 9 Закона 1992 г. о топологиях интегральных микросхем, но формулировалось оно несколько иначе - устанавливалось, что подача заявки на регистрацию может быть осуществлена в срок, не превышающий двух лет с даты первого использования топологии, если оно имело место.
Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что заявка на регистрацию должна относиться к одной топологии, а также определяет требования к содержанию такой заявки. Законом 2014 г. N 35-ФЗ из данного пункта исключен подп. 3, предусматривавший, что заявка на регистрацию должна содержать документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере либо основания для освобождения от уплаты пошлины, или для уменьшения ее размера, или для отсрочки ее уплаты.
В данном пункте с соответствующими изменениями воспроизведены положения п. 3 ст. 9 Закона 1992 г. о топологиях интегральных микросхем (в ред. Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ <1>), предусматривавшие, что заявка на регистрацию должна относиться к одной топологии и содержать: заявление на официальную регистрацию топологии ИМС с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть указанным в качестве такового, их местонахождения (местожительства), даты первого использования топологии, если оно имело место; депонируемые материалы, идентифицирующие топологию, включая реферат; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377.
Там же, в п. 3 ст. 9 Закона 1992 г. о топологиях интегральных микросхем устанавливалось, что прочие требования к документам заявки на регистрацию определяет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Вместо этого в п. 4 комментируемой статьи федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, делегировано полномочие по установлению правил оформления заявки на регистрацию.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, является Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246), но указанное полномочие до передачи соответствующих функций реализовано с изданием Приказа Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 323 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию топологии интегральной микросхемы и их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы" <1>. В Приложении N 5 к названному Регламенту установлены Правила оформления заявки (документов и материалов), представляемой на регистрацию, а в Приложениях N 2 и 3 к названному Регламенту приведены формы заявления на государственную регистрацию топологии интегральной микросхемы (топологии) и дополнения к заявлению на государственную регистрацию топологии интегральной микросхемы (топологии).
--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2009. N 12.
Часть 1 п. 5 комментируемой статьи, воспроизводя с отдельными изменениями соответствующие положения п. 4 ст. 9 Закона 1992 г. о топологиях интегральных микросхем, определяет действия федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатента, осуществляемые непосредственно в рамках процедуры государственной регистрации топологии интегральной микросхемы: Роспатент по получении заявки на регистрацию проверяет наличие необходимых документов и их соответствие требованиям п. 3 комментируемой статьи. При положительном результате проверки Роспатента вносит топологию в Реестр топологий интегральных микросхем, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы и публикует сведения о зарегистрированной топологии в официальном бюллетене.
В части 2 п. 5 комментируемой статьи предусмотрено, что по запросу Роспатента либо по собственной инициативе автор или иной правообладатель вправе до момента государственной регистрации дополнять, уточнять и исправлять материалы заявки на регистрацию. Данная часть претерпела изменения с принятием Закона 2014 г. N 35-ФЗ. В прежней (первоначальной) редакции данной части указывалось, что дополнять, уточнять и исправлять материалы заявки на регистрацию заявитель вправе по запросу Роспатента или по собственной инициативе до публикации сведений в официальном бюллетене. Такое же положение содержалось в п. 4 ст. 9 Закона 1992 г. о топологиях интегральных микросхем.
Пункт 6 комментируемой статьи делегирует федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, полномочия по установлению порядка государственной регистрации топологий, форм свидетельств о государственной регистрации, перечня указываемых в свидетельствах сведений и перечня сведений, публикуемых федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене. Подобным образом в п. 4 ст. 9 Закона 1992 г. о топологиях интегральных микросхем предусматривалось, что порядок официальной регистрации, формы свидетельств об официальной регистрации, состав указываемых в них данных, перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Аналогично сказанному выше следует отметить, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, является Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246), но указанное полномочие до передачи соответствующих функций реализовано с изданием Приказа Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 323 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию топологии интегральной микросхемы и их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы".
Как указано в п. 4 данного Регламента, конечными результатами исполнения государственной функции могут являться:
государственная регистрация топологии ИМС;
отзыв заявки на выдачу свидетельства о государственной регистрации топологии ИМС заявителем;
признание заявки на регистрацию отозванной в связи с непредставлением заявителем ответа на запрос;
отказ в государственной регистрации топологии ИМС, если по заявке на регистрацию нарушен двухлетний срок подачи заявки на регистрацию с даты первого использования топологии ИМС.
Там же определено, что процедура исполнения государственной функции завершается путем:
внесения топологии ИМС в Реестр топологий ИМС; направления заявителю уведомления и свидетельства о государственной регистрации топологии ИМС;
публикации сведений о зарегистрированной топологии ИМС в официальном бюллетене Роспатента "Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем";
направления заявителю уведомления об отзыве заявки на регистрацию в связи с поступлением просьбы заявителя;
направления заявителю уведомления о признании заявки на регистрацию отозванной в связи с непредставлением ответа на запрос в установленный срок и непредставлением в этот срок просьбы о его продлении;
направления заявителю уведомления об отказе в государственной регистрации топологии ИМС в связи с нарушением двухлетнего срока подачи заявки на регистрацию с даты первого использования топологии.
Форма свидетельства о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы приведена в Приложении N 6 к названному Регламенту.
В части 1 п. 7 комментируемой статьи установлена процедура внесения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатентом по заявлению правообладателя изменений в Реестр топологий интегральных микросхем и свидетельство о государственной регистрации топологии. Данная процедура предусмотрена для внесения изменений, относящихся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе топологии, в том числе к наименованию или имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора топологии, адресу для переписки, а также изменений для исправления очевидных и технических ошибок.
Часть 2 данного пункта устанавливает необходимость публикации Роспатентом в официальном бюллетене сведений о любых изменениях записей, внесенных в Реестр топологий интегральных микросхем. Соответствующим изданием согласно Положению об официальных изданиях Роспатента (2013 г.) является официальный бюллетень Роспатента "Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем" (периодическое издание, издается и размещается на сайте федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" не реже одного раза в месяц). Названный официальный бюллетень включает в себя раздел "Государственная регистрация топологий интегральных микросхем", в котором публикуются сведения о государственной регистрации топологий интегральных микросхем в составе библиографических данных и реферата.
Пункт 7 комментируемой статьи изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции данного пункта предусматривалась необходимость государственной регистрации в Роспатенте договоров об отчуждении и о залоге исключительного права на зарегистрированную топологию, лицензионных договоров о предоставлении права использования зарегистрированной топологии и перехода исключительного права на такую топологию к другим лицам без договора. Кроме того, устанавливалось, что сведения об изменении правообладателя и обременении исключительного права на топологию вносятся в Реестр топологий интегральных микросхем на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа и публикуются в официальном бюллетене. До принятия комментируемой части в п. 5 ст. 9 Закона 1992 г. о топологиях интегральных микросхем устанавливалось, что договор о передаче исключительного права на зарегистрированную топологию подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также предусматривалось, что договоры о передаче права на использование охраняемой топологии могут быть зарегистрированы в указанном федеральном органе по соглашению сторон.
Внесенные Законом 2014 г. N 35-ФЗ в п. 7 комментируемой статьи изменения соответствуют изменениям, внесенным этим же Законом в ст. 1232 комментируемой части, регламентирующей государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Пункт 3 указанной статьи в прежней (первоначальной) редакции устанавливал, что государственная регистрация отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации по договору, государственная регистрация залога этого права, а также государственная регистрация предоставления права использования такого результата или такого средства по договору осуществляются посредством государственной регистрации соответствующего договора. Согласно же новой редакции данного пункта указанная государственная регистрация осуществляется по заявлению сторон договора (см. комментарий к ст. 1232).
В пункте 8 комментируемой статьи с терминологическими изменениями воспроизведены положения п. 6 ст. 9 Закона 1992 г. о топологиях интегральных микросхем, устанавливавшие презумпцию достоверности сведений, внесенных в Реестр топологий интегральных микросхем - правило достоверности таких сведений действует, "если не доказано иное", т.е. до тех пор, пока не будет опровергнуто, а также возлагающие ответственность за достоверность представленных для регистрации сведений на заявителя.