1. Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям издает официальный бюллетень, в котором публикует сведения:
1) о поступивших заявках на выдачу патента с указанием даты приоритета селекционного достижения, имени или наименования заявителя, наименования селекционного достижения, а также имени автора селекционного достижения, если последний не отказался быть упомянутым в качестве такового;
2) о решениях, принимаемых по заявке на выдачу патента;
3) об изменениях в наименованиях селекционных достижений;
4) о признании патентов на селекционные достижения недействительными;
5) другие сведения, касающиеся охраны селекционных достижений.
2. После публикации сведений о поступившей заявке на выдачу патента на селекционное достижение и о решении, принимаемом по этой заявке, любое лицо вправе ознакомиться с материалами заявки.
Комментарий к статье 1443 ГК РФ
1. В комментируемой статье предусматривается издание официального бюллетеня федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и устанавливается неисчерпывающий перечень сведений, подлежащих опубликованию в нем. К числу этих сведений, прежде всего, относятся юридически значимые факты, связанные с проведением экспертиз и испытаний, на основании которых выдается патент на селекционное достижение, а также юридически значимые факты, определяющие правовой режим селекционного достижения в период действия соответствующего патента. По своему содержанию комментируемая статья с некоторыми редакционными изменениями воспроизводит положения ст. 30 Закона о селекционных достижениях.
Предусмотренный комментируемой статьей бюллетень издается Госкомиссией с 1995 г. под названием "Официальный бюллетень" периодичностью шесть номеров в год. Кроме того, публикуемые в бюллетене материалы с 2005 г. размещаются на официальном сайте Госкомиссии.
2. Кроме перечисленных в п. 1 комментируемой статьи сведений, подлежащих опубликованию в "Официальном бюллетене", Кодекс предусматривает обязательную публикацию сведений:
о заявлении автора селекционного достижения о том, что в случае выдачи патента на селекционное достижение он обязуется заключить договор об отчуждении патента на условиях, соответствующих установившейся практике, с любым гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом, кто первым изъявил такое желание и уведомил об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям (п. 1 ст. 1427 ГК), а также об отзыве указанного заявления (п. 3 ст. 1427 ГК);
о заявлении патентообладателя об открытой лицензии (п. 1 ст. 1429 ГК) и об отзыве патентообладателем этого заявления (п. 2 ст. 1429 ГК);
о неправомерном использовании селекционного достижения или об ином нарушении прав патентообладателя (ст. 1447 ГК).
3. Помимо сведений, публикация которых основывается на прямом указании различных норм закона, в "Официальный бюллетене" Госкомиссии публикуются данные:
об окончании охраны селекционного достижения;
о зарегистрированных лицензиях.
Кроме того, публикуются нормативные акты, относящиеся к правовой охране селекционных достижений.
4. В подпункте 1 п. 1 комментируемой статьи, как и в ранее действовавшем законодательстве (подп. "а" п. 1 ст. 30 Закона о селекционных достижениях), не вполне точно обозначен правовой статус заявок на выдачу патентов, информация о которых, включая перечисленные в комментируемой норме сведения, подлежит обязательному опубликованию в "Официальном бюллетене". Под указание на "поступившие заявки" формально подпадают все без исключения заявки на выдачу патента - как проходящие процедуру предварительной экспертизы, так и принятые к дальнейшему рассмотрению при положительном результате экспертизы или отклоненные при ее отрицательном результате. Сопоставление комментируемой нормы с положениями ст. 1435 ГК, посвященными условиям и последствиям проведения предварительной экспертизы заявок на выдачу патента, приводит к выводу о том, что речь может идти об опубликовании не всех "поступивших заявок", а только заявок, принятых к рассмотрению (п. 3 ст. 1435 ГК).
По тем же соображениям исключительно к принятым заявкам относятся и положения п. 2 комментируемой статьи, предоставляющего право ознакомления с материалами заявки любому заинтересованному лицу. Указанное право, безусловно, распространяется как на материалы, изначально представленные заявителем при подаче заявки, так и на дополнительные и уточняющие документы, которые были представлены заявителем по собственной инициативе или по требованию федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям (п. 2 ст. 1435 ГК).
5. Указанные в подп. 2 п. 1 комментируемой статьи "решения, принимаемые по заявке на выдачу патента", напротив, должны относиться ко всем без исключения заявкам и охватывать решение об отклонении заявки, принимаемое при отрицательном результате предварительной экспертизы.
6. К предусмотренным подп. 3 п. 1 комментируемой статьи сведениям об изменениях в наименованиях селекционных достижений относятся публикуемые в "Официальном бюллетене" перечни предложенных названий.
7. В подпункте 4 п. 1 комментируемой статьи, в отличие от ранее действовавшего законодательства (подп. "г" п. 1 ст. 30 Закона о селекционных достижениях), отсутствует указание об опубликовании в "Официальном бюллетене" сведений о досрочном прекращении действия патентов. Трудно понять, чем руководствовался в данном случае законодатель. Возможно, и признание патента недействительным с даты подачи заявки (ст. 1441 ГК), и отмена его действия только на будущее время (ст. 1442 ГК) рассматриваются законодателем как различные последствия недействительности патента (по аналогии с недействительными сделками). Однако и в этом случае следует признать, что эта позиция проведена в комментируемой главе не вполне последовательно, т.к. для обозначения недействительности "на будущее время" используется термин "досрочное прекращение".
Как бы то ни было, сведения о досрочном прекращении действия патента ввиду отсутствия их отдельного упоминания в подп. 4 п. 1 комментируемой статьи должны публиковаться в "Официальном бюллетене" в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи, т.к. сведения о прекращении охраны, безусловно, охватываются "сведениями, касающимися охраны". Этим же подп. 5, в принципе, охватываются и сведения о неправомерном использовании селекционного достижения или об ином нарушении прав патентообладателя, указание об опубликовании которых в "Официальном бюллетене" содержится в ст. 1447 ГК.
Другой комментарий к статье 1443 ГК РФ
Комментируемая статья, предусматривая и регламентируя публикацию сведений о селекционных достижениях, воспроизводит с незначительными положениями ст. 30 Закона 1993 г. о селекционных достижениях.
В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено издание федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. Минсельхозом России (см. комментарий к ст. 1246), официального бюллетеня. Таким изданием является официальный бюллетень ФГБУ "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений".
Положения п. 1 комментируемой статьи также определяют перечень сведений, касающихся охраны селекционных достижений, которые подлежат опубликованию в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям. О необходимости опубликования соответствующих сведений, причем именно в таком официальном бюллетене, говорится в положениях п. 1 ст. 1427, п. п. 1 и 2 ст. 1429, п. 3 ст. 1435 комментируемой главы.
Перечень сведений, подлежащих опубликованию в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям, определен в п. 1 комментируемой статьи открытым - согласно подп. 5 в таком официальном бюллетене публикуются и другие сведения, касающиеся охраны селекционных достижений, нежели перечисленные в других подпунктах. В частности, ст. 1447 комментируемой главы предусматривает опубликование в таком официальном бюллетене решения суда о неправомерном использовании селекционного достижения или об ином нарушении прав патентообладателя.
Названный выше официальный бюллетень ФГБУ "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" включает в себя следующие информационные разделы (некоторые разделы, не содержащие информации, могут отсутствовать):
1) заявки на выдачу патента и на допуск к использованию;
2) сводная таблица предложенных названий;
3) сорта, включенные в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений и Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию;
4) окончание охраны или допуска;
5) сорта - кандидаты на исключение из Государственного реестра охраняемых селекционных достижений и Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию;
6) зарегистрированные лицензии;
7) условия предоставления открытых лицензий;
8) передача права;
9) изменение состава субъектов селекционных достижений.
Следует также отметить, что существует "Информационный бюллетень Минсельхоза России", издание которого регламентировано Приказом Минсельхоза России от 26 мая 2005 г. N 95 "Об издании информационного бюллетеня Минсельхоза России" <1>.
--------------------------------
<1> СПС.
Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что после публикации в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям сведений о поступившей заявке на выдачу патента на селекционное достижение и о решении, принимаемом по этой заявке, любое лицо вправе ознакомиться с материалами заявки. С учетом положений п. 3 ст. 1435 комментируемой главы представляется, что право на ознакомление с материалами заявки возникает после опубликования решения о принятии заявки к рассмотрению по итогам предварительной экспертизы.