Статья 1417. Государственное стимулирование создания и использования селекционных достижений

Государство стимулирует создание и использование селекционных достижений, предоставляет их авторам, а также иным обладателям исключительного права на селекционное достижение (патентообладателям) и лицензиатам, использующим селекционные достижения, льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 1417 ГК РФ

1. Комментируемая статья обязана своим происхождением ст. 24 Закона о селекционных достижениях, провозглашавшей в характерном для отечественного законодательства начала 1990-х гг. обобщенном виде заинтересованность государства в развитии селекции как одной из основных отраслей сельскохозяйственного производства. Подобные нормы существовали в большинстве законов, появившихся в период перехода от жесткого регулирования к преимущественно рыночным методам регулирования экономических отношений.

Регулятивное значение комментируемой нормы невелико, поскольку она носит ярко выраженный бланкетный характер, относя к сфере законодательного регулирования возможность стимулирования государством создания и использования соответствующих селекционных достижений, в т.ч. путем предоставления авторам и иным правообладателям льгот, но вовсе не предписывая обязанность государства как по стимулированию соответствующей деятельности, так и по установлению каких-либо конкретных льгот.

2. К числу действующих льгот для авторов селекционных достижений и иных правообладателей следует отнести льготы по уплате патентных пошлин, предусмотренные п. 2 Положения о патентных пошлинах на селекционные достижения.

Гражданину Российской Федерации, являющемуся единственным автором селекционного достижения и испрашивающему патент на свое имя или являющемуся единственным обладателем патента на это селекционное достижение, предоставляются следующие льготы.

Участник Великой Отечественной войны и лицо, приравненное к нему, полностью освобождаются, а инвалид, испрашивающий патент на свое имя, - уплачивает 30% от установленного размера пошлин за подачу заявки и проведение ее предварительной экспертизы; за внесение по инициативе заявителя дополнений, уточнений или исправлений материалов заявки по истечении одного месяца с даты поступления заявки; за изменение названия селекционного достижения по инициативе заявителя; за экспертизу селекционного достижения на новизну; за испытание селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность; за определение соответствия селекционного достижения критериям отличимости, однородности и стабильности на основании данных, представленных заявителем; за выдачу патента и регистрацию селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений; за выдачу авторского свидетельства; за поддержание в силе патента на селекционное достижение за первые три года действия патента.

Заявителю, патентообладателю может быть предоставлена отсрочка от уплаты в полном размере пошлин за испытание селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность; за определение соответствия селекционного достижения критериям отличимости, однородности и стабильности на основании данных, представленных заявителем, а также пошлины за поддержание в силе патента на селекционное достижение с первого по третий год его действия. Указанная отсрочка предоставляется по ходатайству заявителя, патентообладателя путем снижения размера подлежащей уплате пошлины, но не более чем на 50% от ее установленного размера. Доплата пошлины до установленного размера должна быть произведена до истечения третьего года действия патента.

Ходатайства о предоставлении указанных льгот по уплате пошлин подаются в Госкомиссию соответственно взамен документа или вместе с документом, подтверждающим уплату соответствующей пошлины.

Другой комментарий к статье 1417 ГК РФ

Комментируемая статья соответствующим образом воспроизводит часть 1 ст. 24 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, предусматривавшую, что государство стимулирует создание и использование селекционных достижений, предоставляет авторам и хозяйствующим субъектам, использующим указанные достижения, льготные условия налогообложения и кредитования, иные льготы в соответствии с законодательством РФ.

Как видно, данная норма носит декларативный характер, что позволяет сомневаться в необходимости ее закрепления именно в акте гражданского законодательства РФ. Другие нормы, которые были закреплены в ч. ч. 2 - 4 указанной ст. 24 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, также носили декларативный характер, к тому же они явно выходили за рамки гражданских правоотношений. Соответственно, эти нормы в комментируемую статью не вошли. Речь же в указанной статье шла о приоритетности селекционных работ и их проведении в основном за счет средств республиканского бюджета России, об освобождении от налогообложения прибыли (дохода) и валютной выручки, получаемых патентообладателем и лицензиатами от использования селекционного достижения, об оставлении в распоряжении госбюджетной организации доходов, полученных госбюджетной организацией от использования селекционного достижения.

В качестве примера льготы, о которой идет речь в комментируемой статье, можно указать п. 15 Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 735. Этот пункт предусматривает снижение на 50% размера пошлин, уплачиваемых физическим лицом, являющимся единственным автором селекционного достижения и испрашивающим патент на свое имя либо являющимся единственным автором селекционного достижения и обладателем соответствующего патента.