1. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца устанавливается по дате подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
2. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате поступления дополнительных материалов, если они оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки, которая подана до истечения трехмесячного срока со дня получения заявителем уведомления федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о невозможности принять во внимание дополнительные материалы в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного решения, и при условии, что на дату подачи такой самостоятельной заявки заявка, содержащая указанные дополнительные материалы, не отозвана и не признана отозванной.
3. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате подачи тем же заявителем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности более ранней заявки, раскрывающей эти изобретение, полезную модель или промышленный образец, при условии, что более ранняя заявка не отозвана, не признана отозванной и по ней не состоялась государственная регистрация изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствующем реестре на дату подачи заявки, в которой испрашивается приоритет, и при этом заявка на изобретение, в которой испрашивается приоритет, подана в течение двенадцати месяцев с даты подачи более ранней заявки, а заявка на полезную модель или промышленный образец - в течение шести месяцев с даты подачи более ранней заявки. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.При подаче заявки, в которой испрашивается приоритет, более ранняя заявка признается отозванной. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.Приоритет не может устанавливаться по дате подачи заявки, в которой уже испрашивался более ранний приоритет. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
4. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца по выделенной заявке устанавливается по дате подачи тем же заявителем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности первоначальной заявки, раскрывающей эти изобретение, полезную модель или промышленный образец, а при наличии права на установление более раннего приоритета по первоначальной заявке - по дате этого приоритета при условии, что на дату подачи выделенной заявки первоначальная заявка на изобретение, полезную модель или промышленный образец не отозвана и не признана отозванной и выделенная заявка подана до того, как исчерпана предусмотренная настоящим Кодексом возможность подать возражение на решение об отказе в выдаче патента по первоначальной заявке, либо до даты регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца, если по первоначальной заявке принято решение о выдаче патента.
5. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен на основании нескольких ранее поданных заявок или дополнительных материалов к ним с соблюдением условий, предусмотренных соответственно пунктами 2, 3 и 4 настоящей статьи и статьей 1382 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 1381 ГК РФ
1. Определяющее значение для установления приоритета имеет дата подачи заявки, в которой испрашивается правовая охрана изобретения, полезной модели или промышленного образца. Установление приоритета по дате подачи заявки - типичный случай. Условия установления даты подачи заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец изложены соответственно в п. 3 ст. 1375, п. 3 ст. 1376 и п. 3 ст. 1377 (см. комментарий к этим статьям).
2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, когда приоритет устанавливается по дате поступления дополнительных материалов, изменяющих сущность заявленного решения. По этой дате приоритет может быть установлен только в случае подачи самостоятельной заявки, основанной на дополнительных материалах. При этом к обязательным условиям отнесено наличие уведомления федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о невозможности принятия во внимание дополнительных материалов по предшествующей заявке ввиду признания их изменяющими сущность заявленного в ней решения. При отсутствии такого уведомления, независимо от причин, приоритет по дате поступления дополнительных материалов (по предшествующей заявке) установлен быть не может.
Дополнительные материалы признаются изменяющими сущность заявленного решения в случаях, указанных в п. 1 ст. 1378 ГК.
Другим обязательным условием для установления приоритета по дате поступления дополнительных материалов является сохранение в силе - на дату подачи самостоятельной заявки - той заявки, по которой были представлены дополнительные материалы, т.е. она на указанную дату не должна быть отозвана или признана отозванной.
3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает т.н. внутренний приоритет, который имеет некоторую аналогию с конвенционным приоритетом (см. комментарий к ст. 1382). Правило внутреннего приоритета применяется в отношении заявок, поданных в одно и то же национальное ведомство (в данном случае - в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности) одним и тем же заявителем.
В отличие от конвенционного внутренний приоритет не может быть установлен на основании отозванной или признанной отозванной заявки.
Кодекс не устанавливает, что заявка, по которой испрашивается внутренний приоритет, и более ранняя заявка, на основании которой этот приоритет устанавливается, должны касаться одного и того же объекта интеллектуальной собственности (т.е. обе заявки должны быть заявками либо на изобретение, либо на полезную модель, либо на промышленный образец).
Очевидно, что положения п. 3 комментируемой статьи охватывают и случаи испрашивания приоритета по заявке на изобретение на основании более ранней заявки на полезную модель и наоборот, т.к. условия установления даты подачи (по которой устанавливается приоритет) для таких заявок одинаковы.
При этом при испрашивании внутреннего приоритета новая заявка не обязательно относится к тому же самому изобретению, полезной модели или промышленному образцу.
По сравнению с испрашиванием конвенционного приоритета, когда срок, отсчитываемый от даты подачи первой заявки (6 или 12 месяцев), зависит от того, к какому объекту интеллектуальной собственности (изобретению, полезной модели или промышленному образцу) относится новая заявка, при испрашивании внутреннего приоритета срок подачи новой заявки, отсчитываемый от даты подачи более ранней заявки, зависит от того, к какому объекту относилась эта более ранняя заявка.
Испрашивание внутреннего приоритета, кроме того, влияет на судьбу ранней заявки - эта заявка признается отозванной.
Если внутренний приоритет не испрошен при подаче заявки, заявитель вправе испросить его в порядке внесения изменений в документы заявки с соблюдением условий, установленных ст. 1378 (см. комментарий к ней).
Внутренний приоритет не может устанавливаться по дате поступления заявки, по которой уже испрашивался более ранний приоритет. Это положение может относиться к любой предшествующей заявке, по которой уже испрашивался приоритет более ранний, чем дата ее подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Наиболее существенным действие данного ограничения оказывается в отношении более ранних заявок, по которым уже испрашивался внутренний приоритет. При отсутствии такого ограничения могла возникнуть ситуация, при которой заявитель, прибегая к испрашиванию внутреннего приоритета несколько раз подряд, смог бы переносить на более поздний срок публикацию сведений о заявке на изобретение, т.к. заявка, на основании которой испрашивается внутренний приоритет, признается отозванной. При этом возникла бы возможность "отсрочить" начало действия патента и ознакомление публики с изобретением.
4. Пункт 4 комментируемой статьи касается установления приоритета по выделенной заявке. Во многом его положения аналогичны порядку установления внутреннего приоритета (см. п. 3 комментария). В частности, сходны положения:
о том, что первоначальная и выделенная заявки не обязательно должны относиться к одному и тому же объекту интеллектуальной собственности. Допускается пара "заявка на изобретение - заявка на полезную модель" и наоборот;
о том, что выделенная заявка не обязательно должна относиться к тому же самому изобретению, полезной модели или промышленному образцу, которые заявлены в первоначальной заявке;
о том, что первоначальная заявка на дату подачи выделенной заявки не должна быть отозванной или призванной отозванной;
об отсутствии ограничения на срок испрашивания приоритета по уже поданной заявке как по выделенной, если на дату ее подачи были соблюдены условия установления такого приоритета.
Поэтому, если такой приоритет не был испрошен при подаче заявки, заявитель вправе испросить его в порядке внесения изменений в документы заявки с соблюдением условий, установленных ст. 1378 ГК.
Основные отличия от положений, относящихся к внутреннему приоритету, заключаются в следующем:
различны условия установления внутреннего приоритета и приоритета по выделенной заявке: возможность установления приоритета по выделенной заявке ограничена не конкретным сроком с даты подачи более ранней заявки, а отсутствием регистрации изобретения по первоначальной заявке или исчерпания возможности подачи возражения на решение об отказе в выдаче патента;
условия установления приоритета по выделенной заявке для изобретений, полезных моделей и промышленных образцов одинаковы;
первоначальная заявка в случае установления на ее основании приоритета по выделенной заявке не признается отозванной;
приоритет по выделенной заявке может испрашиваться и в том случае, когда по первоначальной заявке имеется право на более ранний приоритет; при этом приоритет по выделенной заявке устанавливается не по дате подачи первоначальной заявки, а по дате ее приоритета.
Имеется еще одно отличие. Оно относится не к возможности установления приоритета, а к его последствиям. В случае выдачи патента по заявке с испрашиванием внутреннего приоритета установленный Кодексом срок действия патента отсчитывается по общему принципу, т.е. с даты подачи этой заявки, а если патент выдан по выделенной заявке, то срок его действия исчисляется с даты подачи первоначальной заявки.
При этом если первоначальная заявка является конвенционной, то с учетом положений ст. 4G Парижской конвенции датой подачи выделенной заявки считается дата подачи конвенционной заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности при наличии соответствующей просьбы заявителя.
5. Хотя выделенная заявка, как уже отмечалось, может быть подана на любое изобретение (полезную модель, промышленный образец), раскрытое в первоначальной заявке, т.е. не обязательно на то, для которого в первоначальной заявке испрашивалась правовая охрана, существует предусмотренная Кодексом (п. 5 ст. 1384) ситуация, когда выделенная заявка подается именно на такое изобретение (полезную модель, промышленный образец). Эта ситуация связана с нарушением требования единства изобретения, полезной модели, промышленного образца. При наличии такого нарушения, выявленного экспертизой или самим заявителем, на изобретение (изобретения), либо полезную модель (полезные модели), либо промышленный образец (промышленные образцы), не связанные с другими заявленными настолько, чтобы было выполнено требование единства, можно подать выделенные заявки с сохранением приоритета по первоначальной заявке (при соблюдении условий п. 4 комментируемой статьи).
6. Пункт 5 статьи предоставляет возможность установления более раннего приоритета на основании нескольких предшествующих заявок при соблюдении для каждой из них соответствующих условий, предусмотренных в п. п. 2 - 4 комментируемой статьи, а также ст. 1382 ГК.
Возможно, в частности, установление разных приоритетов для частных случаев выполнения изобретения, представленных в разных зависимых пунктах формулы изобретения; возможно также установление разных приоритетов по изобретениям, образующим группу и представленным разными независимыми пунктами формулы.
Другой комментарий к статье 1381 ГК РФ
В комментируемой статье определен порядок установления приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца. Первоначальная редакция данной статьи воспроизводила положения п. п. 1, 3 - 6 ст. 19 Патентного закона 1992 г. (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ).
Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет общее правило о том, что приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца устанавливается по дате подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатент заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Правила определения даты поступления в Роспатент заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец предусмотрены соответственно в п. 3 ст. 1375, п. 3 ст. 1376 и п. 3 ст. 1377 комментируемой главы. Положения п. п. 2 - 4 комментируемой статьи, а также положения ст. 1382 комментируемой главы, в соответствии с которыми устанавливается конвенционный приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца, предусматривают возможность установления приоритета по дате более ранней, чем дата подачи заявки.
В пункте 2 комментируемой статьи регламентировано установление приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке: приоритет может быть установлен по дате поступления дополнительных материалов, если они оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки, которая подана до истечения трехмесячного срока со дня получения заявителем уведомления Роспатента о невозможности принять во внимание дополнительные материалы в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного решения, и при условии, что на дату подачи такой самостоятельной заявки заявка, содержащая указанные дополнительные материалы, не отозвана и не признана отозванной.
Соответственно данным положениям п. 24.3.2.2 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) предусматривает, что при испрашивании заявителем приоритета изобретения по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке проверяется соблюдение следующих условий (здесь и далее необходимо учитывать, что аналогичное регулирование содержится в Регламенте Минобрнауки России по действиям с заявками на полезную модель (2008 г.) и Регламенте Минобрнауки России по действиям с заявками на промышленный образец (2008 г.)):
подача в Роспатент заявки, по которой испрашивается такой приоритет, заявителем первой заявки или его правопреемником в течение трех месяцев со дня получения заявителем уведомления Роспатента о невозможности принятия во внимание дополнительных материалов в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного изобретения. В том случае, когда вывод о признании дополнительных материалов изменяющими сущность получен в результате рассмотрения заявки на экспертном совещании и зафиксирован в протоколе, датой получения заявителем указанного уведомления считается дата получения заявителем копии протокола;
заявка, к которой поданы дополнительные материалы, являющиеся основанием для испрашивания приоритета, не отозвана и не признана отозванной на дату подачи заявки, по которой испрашивается приоритет.
Положения п. 3 комментируемой статьи регламентируют установление приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца по дате подачи более ранней заявки того же заявителя. В части 1 данного пункта предусмотрена сама возможность установления приоритета по дате подачи тем же заявителем в Роспатент более ранней заявки, раскрывающей эти изобретение, полезную модель или промышленный образец. При этом определены два условия, при одновременном соблюдении которых может быть установлен такой приоритет:
более ранняя заявка не отозвана, не признана отозванной и по ней не состоялась государственная регистрация изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствующем реестре на дату подачи заявки, в которой испрашивается приоритет;
заявка на изобретение, в которой испрашивается приоритет, подана в течение 12 месяцев с даты подачи более ранней заявки, а заявка на полезную модель или промышленный образец - в течение шести месяцев с даты подачи более ранней заявки.
Данная часть изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, но по существу внесено лишь одно изменение - включено указание на необходимость отсутствия государственной регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца по более ранней заявке.
Как предусмотрено в ч. ч. 2 и 3 п. 3 комментируемой статьи, при подаче заявки, в которой испрашивается приоритет, более ранняя заявка признается отозванной; приоритет не может устанавливаться по дате подачи заявки, в которой уже испрашивался более ранний приоритет. В эти положения Законом 2014 г. N 35-ФЗ внесены уточняющие изменения - ранее говорилось о соответствующей заявке, по которой испрашивается приоритет, а не заявке, в которой испрашивается приоритет. Такие же изменения внесены в ч. 1 данного пункта.
Соответственно прежней редакции положений п. 3 комментируемой статьи п. 24.3.2.3 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) в отношении установления приоритета по дате подачи более ранней заявки того же заявителя указывает следующее:
при испрашивании заявителем приоритета изобретения по дате подачи в Роспатент его более ранней заявки проверяется соблюдение следующих условий: подача в Роспатент заявки, по которой испрашивается такой приоритет, заявителем более ранней заявки или его правопреемником в течение 12 месяцев с даты подачи более ранней заявки на изобретение или в течение шести месяцев с даты подачи более ранней заявки на полезную модель; по ранее поданной заявке не испрашивался приоритет изобретения или полезной модели более ранний, чем дата подачи этой заявки; ранее поданная заявка не отозвана и не признана отозванной на дату подачи заявки, по которой испрашивается приоритет;
при испрашивании приоритета на основании нескольких ранее поданных заявок указанные условия должны быть соблюдены в отношении каждой из них;
при подаче заявки с испрашиванием указанного приоритета более ранняя заявка признается отозванной, о чем заявитель уведомляется.
В пункте 4 комментируемой статьи регламентировано установление приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца по выделенной заявке: приоритет устанавливается по дате подачи тем же заявителем в Роспатент первоначальной заявки, раскрывающей эти изобретение, полезную модель или промышленный образец, а при наличии права на установление более раннего приоритета по первоначальной заявке - по дате этого приоритета при условии, что на дату подачи выделенной заявки первоначальная заявка на изобретение, полезную модель или промышленный образец не отозвана и не признана отозванной и выделенная заявка подана до того, как исчерпана предусмотренная ГК РФ возможность подать возражение на решение об отказе в выдаче патента по первоначальной заявке, либо до даты регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца, если по первоначальной заявке принято решение о выдаче патента.
Соответственно данным положениям п. 24.3.2.4 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) предусматривает следующее в отношении установления приоритета изобретения по выделенной заявке:
при испрашивании заявителем приоритета изобретения по выделенной заявке проверяется соблюдение следующих условий: подача в Роспатент выделенной заявки заявителем первоначальной заявки или его правопреемником до принятия по первоначальной заявке на изобретение или на полезную модель решения об отказе в выдаче патента, возможность подачи возражения на которое исчерпана, или до государственной регистрации изобретения или полезной модели в соответствующем государственном реестре РФ в случае принятия по первоначальной заявке решения о выдаче патента; первоначальная заявка не отозвана и не признана отозванной на дату подачи выделенной заявки;
при соблюдении указанных условий приоритет изобретения устанавливается по дате подачи первоначальной заявки, а при наличии права приоритета по первоначальной заявке - по дате этого приоритета. Если первоначальная заявка является конвенционной, то датой подачи выделенной заявки считается дата подачи конвенционной заявки в Роспатент.
Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает возможность установления приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца на основании нескольких ранее поданных заявок или дополнительных материалов к ним. При этом должны быть соблюдены условия, предусмотренные соответственно положениями п. п. 2, 3 и 4 данной статьи, а также положениями ст. 1382 комментируемой главы, в соответствии с которыми устанавливается конвенционный приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца.
В пункте 5 комментируемой статьи говорится о случае, когда заявителем испрашивается несколько приоритетов. Соответственно данному пункту в п. 24.3.2.5 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) предусмотрено, что в этом случае в зависимости от указанных заявителем оснований для испрашивания таких приоритетов проверяется соблюдение условий, перечисленных в п. п. 24.3.2.1 - 24.3.2.4 данного Регламента; в частности, если для изобретения, охарактеризованного в одном из независимых пунктов формулы изобретения, испрашивается приоритет по дате подачи более ранней заявки того же заявителя (п. 24.3.2.3 данного Регламента), а в отношении изобретения, охарактеризованного в другом независимом пункте, - по дате поступления дополнительных материалов к этой заявке (п. 24.3.2.2 данного Регламента), то в отношении каждого из указанных изобретений должны быть соблюдены условия, приведенные в соответствующем пункте.
Как установлено в п. 24.3.2.6 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.), при соблюдении требований, указанных в п. п. 24.3.2.1 - 24.3.2.4 данного Регламента, в отношении заявленного изобретения устанавливается испрашиваемый приоритет; в случае выявления несоблюдения хотя бы одного из условий, указанных в п. п. 24.3.2.1 - 24.3.2.4 данного Регламента, приоритет изобретения устанавливается (с предварительным уведомлением об этом заявителя) в соответствии с п. 24.3.1 данного Регламента по дате подачи заявки в Роспатент; если указанное условие не соблюдено в отношении какого-либо изобретения из охарактеризованных в многозвенной формуле, приоритет по дате подачи заявки в Роспатент устанавливается только для этого изобретения.