Статья 1373. Изобретение, полезная модель, промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту

1. Право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежат организации, выполняющей государственный или муниципальный контракт (исполнителю), если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.

2. Если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, государственный или муниципальный заказчик может подать заявку на выдачу патента в течение шести месяцев со дня его письменного уведомления исполнителем о получении результата интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца. Если в течение указанного срока государственный или муниципальный заказчик не подаст заявку, право на получение патента принадлежит исполнителю.

3. Если право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец на основании государственного или муниципального контракта принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих соглашений со своими работниками и третьими лицами приобрести все права либо обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.

4. Если патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не Российской Федерации, не субъекту Российской Федерации или не муниципальному образованию, патентообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца для государственных или муниципальных нужд.

5. Если патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, получен совместно на имя исполнителя и Российской Федерации, исполнителя и субъекта Российской Федерации или исполнителя и муниципального образования, государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование таких изобретения, полезной модели или промышленного образца в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

6. Если исполнитель, получивший патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи на свое имя, примет решение о досрочном прекращении действия патента, он обязан уведомить об этом государственного или муниципального заказчика и по его требованию передать патент на безвозмездной основе Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.В случае принятия решения о досрочном прекращении действия патента, полученного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи на имя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, государственный или муниципальный заказчик обязан уведомить об этом исполнителя и по его требованию передать ему патент на безвозмездной основе.

7. Автору указанных в пункте 1 настоящей статьи изобретения, полезной модели или промышленного образца, не являющемуся патентообладателем, выплачивается вознаграждение в соответствии с пунктом 4 статьи 1370 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 1373 ГК РФ

1. Основу комментируемой статьи составляют нормы ранее действовавшей ст. 9.1 Патентного закона. Однако Кодекс, во-первых, расширил свободу сторон в выборе модели закрепления прав на охраноспособные результаты работ, полученные по государственному или муниципальному контракту. Если в соответствии со ст. 9.1 Патентного закона предусматривалась (при определенных условиях) альтернатива закрепления прав либо за исполнителем, либо за заказчиком, то в соответствии со ст. 1373 эти права могут принадлежать договаривающимся сторонам совместно.

Такая правовая конструкция была заложена уже в Постановлении Правительства РФ от 17.11.2005 N 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности" <1>. Согласно Постановлению государственные заказчики при заключении государственных контрактов могут включать в них следующие условия о закреплении прав на результаты интеллектуальной деятельности:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4939.

за Российской Федерацией - если данные результаты в силу закона изъяты из оборота либо ограничены в обороте или финансирование работ по доведению этих результатов до стадии промышленного применения берет на себя Российская Федерация;

за Российской Федерацией или по решению государственного заказчика, за Российской Федерацией и исполнителем совместно - если данные результаты необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также защитой здоровья населения.

В иных случаях права на результаты научно-технической деятельности закрепляются за исполнителем на условиях, определенных в государственных контрактах.

Не вызывает сомнения, что вопрос о распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые в рамках государственных или муниципальных контрактов, заключенных соответственно субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями, решается аналогичным образом. Во-вторых, согласно п. 3 комментируемой статьи на исполнителя государственного или муниципального контракта, согласно которому права на полученные результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели или промышленные образцы) принадлежат Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, возлагается обязанность обеспечить свои права на использованные в разработке охраноспособные решения, принадлежащие третьим лицам. В противном случае исключительные права на соответствующие решения не могут быть переданы исполнителем заказчику.

В свою очередь, исполнитель получает право на возмещение ему заказчиком затрат, понесенных в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.

2. Пункт 4 комментируемой статьи касается случаев, когда в соответствии с п. 1 статьи патентообладателем является исполнитель государственного или муниципального заказа. Исполнитель, являющийся патентообладателем, обязан по требованию государственного или муниципального заказчика предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца для государственных или муниципальных нужд.

3. Пункт 5 статьи посвящен особенностям распоряжения исключительным правом, вытекающим из патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, права на которые принадлежат совместно Российской Федерации и исполнителю, субъекту Российской Федерации и исполнителю, муниципальному образованию и исполнителю. В этих случаях, в отличие от общего порядка распоряжения правами на результат интеллектуальной деятельности, принадлежащий совместно нескольким правообладателям (см. комментарий к п. 3 ст. 1229), заказчик имеет право предоставлять безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование таких изобретения, полезной модели или промышленного образца в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для государственных либо муниципальных нужд. При этом заказчик должен уведомлять об этом исполнителя.

4. Пункт 6 комментируемой статьи регулирует права и обязанности заказчика и исполнителя государственного или муниципального контракта в случае принятия патентообладателем решения о досрочном прекращении действия патента. Вне зависимости от того, кем является патентообладатель - заказчиком или исполнителем государственного или муниципального контракта, он обязан уведомлять другую сторону контракта о принятом решении и по ее требованию обязан передать ей патент на безвозмездной основе.

5. Пункт 7 статьи также содержит очень важную новеллу, защищающую интересы авторов, участвовавших в выполнении контрактных работ в силу своих трудовых обязанностей. Авторское вознаграждение (как и при выполнении других заказных разработок) им обязан выплатить работодатель независимо от того, кто получит патент на соответствующие изобретения, полезные модели или промышленные образцы.

Другой комментарий к статье 1373 ГК РФ

Комментируемая статья определяет правовой режим изобретения, полезной модели и промышленного образца, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту. Ранее подобное регулирование содержалось в ст. 9.1 "Право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд" Патентного закона 1992 г. (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ).

Предваряя рассмотрение положений комментируемой статьи, следует отметить, что терминология "выполнение работ по государственному или муниципальному контракту" устарела. Эта терминология соответствовала положениям Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", но он утратил силу со вступлением в силу Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, в условиях действия второго из названных Законов в комментируемой статье должна идти речь об изобретении, полезной модели и промышленном образце, созданных при выполнении работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Государственные нужды (федеральные нужды и нужды субъектов РФ) и муниципальные нужды, для обеспечения которых заказчиками осуществляются закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", определены в ст. 13 данного Закона (см. комментарий к ст. 1298).

Положения п. 1 комментируемой статьи определяют принадлежность права на получение патента и исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд:

по общему правилу указанные права принадлежат организации, выполняющей государственный или муниципальный контракт (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "исполнитель");

при этом предусмотрено, что государственным или муниципальным контрактом может быть установлена принадлежность указанных прав России, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и России, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию.

Ранее подобные правила предусматривались положениями п. 1 ст. 9.1 Патентного закона 1992 г., но в них речь шла лишь о принадлежности права на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту. Причем в данных положениях не упоминался вариант принадлежности этого права совместно исполнителю и России, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию.

В положениях п. п. 2 - 5 комментируемой статьи закреплено регулирование, относящееся соответственно к каждому из предусмотренных в п. 1 данной статьи вариантов принадлежности права на получение патента и исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд:

на случай, когда указанные права принадлежат России, субъекту РФ или муниципальному образованию, п. 2 статьи предусматривает право государственного или муниципального заказчика подать заявку на выдачу патента в течение шести месяцев со дня его письменного уведомления исполнителем о получении результата интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца. В случае, когда в течение указанного срока государственный или муниципальный заказчик не подаст заявку, право на получение патента согласно данному пункту принадлежит исполнителю;

для этого же случая, когда указанные права принадлежат России, субъекту РФ или муниципальному образованию, в п. 3 статьи закреплена обязанность исполнителя путем заключения соответствующих соглашений со своими работниками и третьими лицами приобрести все права либо обеспечить их приобретение для передачи соответственно России, субъекту РФ и муниципальному образованию. При этом исполнитель наделен правом на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц;

на случай, когда патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежит не России, не субъекту РФ или не муниципальному образованию, п. 4 статьи возлагает на патентообладателя по требованию государственного или муниципального заказчика предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца для государственных или муниципальных нужд;

на случай, когда патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец получен совместно на имя исполнителя и России, исполнителя и субъекта РФ или исполнителя и муниципального образования, в п. 5 статьи предусмотрено право государственного или муниципального заказчика предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

Положения п. 6 комментируемой статьи устанавливают обязанности сторон государственного или муниципального контракта, возникающие в случае принятия решения о досрочном прекращении действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданных при выполнении работ по такому контракту:

если решение о досрочном прекращении действия патента принято исполнителем, получившим патент, то на него согласно ч. 1 данного пункта возлагаются обязанности уведомить об этом государственного или муниципального заказчика и по его требованию передать патент на безвозмездной основе России, субъекту РФ или муниципальному образованию;

если принято решение о досрочном прекращении действия патента, полученного на имя России, субъекта РФ или муниципального образования, то в соответствии с ч. 2 данного пункта на государственного или муниципального заказчика возлагаются такие же обязанности уведомить об этом исполнителя и по его требованию передать ему патент на безвозмездной основе.

Ранее соответствующее регулирование сводилось к следующим положениям п. п. 1 и 2 ст. 9.1 Патентного закона 1992 г.:

в случае, если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом право на получение патента принадлежит России, субъекту РФ или муниципальному образованию, государственный или муниципальный заказчик в течение шести месяцев с момента его уведомления в письменной форме исполнителем (подрядчиком) о получении результата, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца, может подать заявку на выдачу патента. В случае если в течение указанного срока государственный или муниципальный заказчик не подаст заявку, право на получение патента имеет исполнитель (подрядчик);

в случае, если патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, получен не Россией, не субъектом РФ или не муниципальным образованием, патентообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставлять указанным им лицу или лицам неисключительную безвозмездную лицензию на использование данных изобретения, полезной модели или промышленного образца в целях выполнения работ либо осуществления поставок продукции для государственных или муниципальных нужд.

Упоминаемые в п. п. 4 и 5 комментируемой статьи условия простой (неисключительной) лицензии согласно подп. 1 п. 1 ст. 1236 комментируемой части означают, что лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности предоставляются с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (см. комментарий к указанной статье).

Пункт 7 комментируемой статьи предусматривает выплату вознаграждения не являющемуся патентообладателем автору изобретения, полезной модели или промышленного образца, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту. В отношении регламентации выплаты такого вознаграждения данный пункт отсылает к п. 4 ст. 1370 комментируемой главы, т.е. к регламентации выплаты работодателем вознаграждения автору за использование служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца (см. указанную статью и комментарий к ней).

Подобное регулирование содержалось в положениях п. 3 ст. 9.1 Патентного закона 1992 г., но там же устанавливалось, что при предоставлении неисключительной безвозмездной лицензии в порядке, предусмотренном п. 2 данной статьи, вознаграждение автору выплачивается государственным или муниципальным заказчиком, по требованию которого предоставлена такая лицензия. При этом указывалось, что вознаграждение выплачивается из средств, выделяемых государственному или муниципальному заказчику для выполнения работ по государственному или муниципальному контракту.