Статья 1315. Права исполнителя

1. Исполнителю принадлежат:
1) исключительное право на исполнение;
2) право авторства - право признаваться автором исполнения;
3) право на имя - право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 1314 настоящего Кодекса, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования исполнения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей; (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

4) право на неприкосновенность исполнения - право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения, в его запись, в сообщение в эфир или по кабелю, а также при доведении исполнения до всеобщего сведения. (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

2. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

3. Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.

Комментарий к статье 1315 ГК РФ

1. В соответствии с п. 1 ст. 1315 исполнителю принадлежат следующие права:

1) исключительное право на исполнение, которое является имущественным правом. Это право отторжимо от личности исполнителя, может быть отчуждено им по договору, перейти к третьим лицам в порядке универсального правопреемства и т.д.;

2) право авторства - основное личное неимущественное право исполнителя. Его содержание состоит в том, что только исполнитель может быть признан автором исполнения, которое он создает своим творческим трудом;

3) право на имя - на указание имени или псевдонима исполнителя на экземплярах фонограммы (что прямо вытекает из требований ст. 11 Римской конвенции), а также в иных случаях использования исполнения. При этом в случае совместного исполнения (п. 1 ст. 1314 ГК) право на имя реализуется путем указания наименования коллектива исполнителей. Единственным исключением, когда п. 1 ст. 1315 не требует указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей, является ситуация, в которой сам характер использования исключает такую возможность (например, публичное исполнение музыкального произведения на официальной церемонии). Право на имя является личным неимущественным правом;

4) право на неприкосновенность исполнения - также личное неимущественное право исполнителя, призванное защитить исполнение от всякого искажения. Под искажением при этом понимается внесение в запись исполнения, в сообщение его в эфир или по кабелю изменений, которые извращают смысл или нарушают целостность восприятия исполнения. Право на неприкосновенность исполнения отличается по содержанию от одноименного права автора произведения, поскольку его определение не содержит четкого перечня действий, которые нельзя совершать без согласия исполнителя. Вместе с тем в п. 1 ст. 1315 введены по существу те же критерии, что и в п. 2 ст. 1266 ГК, свидетельствующие о нарушении такого права: извращение смысла и нарушение целостности восприятия исполнения (см. комментарий к ст. 1266).

Личные неимущественные права исполнителя неотчуждаемы и непередаваемы третьим лицам, отказ от них ничтожен (абз. 2 п. 2 ст. 1228 ГК).

2. Пункт 2 комментируемой статьи подчеркивает тесную связь авторских и смежных прав, а также указывает на зависимость прав исполнителей от прав авторов произведений, которые они используют в процессе исполнения. Исполнитель должен правомерно использовать такие произведения, т.е. получить в установленном порядке согласие автора (или авторов) на такое использование. Кроме того, при исполнении произведения не должны нарушаться личные неимущественные права автора (авторов); в первую очередь это касается права авторства, права на имя и права на неприкосновенность произведения.

3. Норма, содержащаяся в п. 3 ст. 1315, призвана установить соотношение между правами исполнителя и автора исполняемого произведения. В ней подчеркивается, что права исполнителя, несмотря на их связь с авторскими правами, самостоятельны. Они признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Например, истечение срока действия авторских прав и переход произведения в общественное достояние в то время, когда сроки охраны прав исполнителя еще не истекли, никак не влияет на охрану прав исполнителя. Последние подлежат охране на протяжении всего срока их действия, установленного Гражданским кодексом.

Другой комментарий к статье 1315 ГК РФ

В комментируемой статье определены права исполнителя. В основе данной статьи лежит общая норма ст. 1226 комментируемой части, согласно которой на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи исполнителю принадлежат:

1) исключительное право на исполнение. Содержание этого права определено в ст. 1317 комментируемого параграфа;

2) право авторства. При этом непосредственно определено, что под этим правом понимается право признаваться автором исполнения;

3) право на имя. При этом непосредственно определено, что под этим правом понимается право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном п. 1 ст. 1314 комментируемого параграфа (т.е. в случаях совместного исполнения), право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования исполнения (Законом 2014 г. N 35-ФЗ внесено уточняющее изменение - ранее говорилось о характере использования произведения, а не исполнения) исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

4) право на неприкосновенность исполнения. При этом непосредственно определено, что под этим правом понимается право на защиту исполнения от всякого искажения, т.е. от внесения изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения, в его запись, в сообщение в эфир или по кабелю, а также при доведении исполнения до всеобщего сведения. Данный подпункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции подпункта было определено, что под правом на неприкосновенность исполнения понимается право на защиту исполнения от всякого искажения, т.е. от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Ранее в рамках соответствующей регламентации п. 1 ст. 37 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах устанавливал лишь то, что кроме предусмотренных данным Законом случаев исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат следующие исключительные права:

право на имя;

право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;

право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.

В пункте 2 комментируемой статьи установлена необходимость осуществления исполнителями своих прав с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. Тем самым почти в точности воспроизведен п. 3 ст. 36 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, предусматривавший, что исполнитель осуществляет смежные права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

Пункт 3 комментируемой статьи определяет, что права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Иначе говоря, исполнение, с одной стороны, не влечет возникновение у исполнителя соответствующих авторских прав, а с другой стороны, не влияет на такие существующие соответствующие права.