Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений

1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 1233 и пунктом 2 статьи 1286.1 настоящего Кодекса, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения. (Пункт дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)

Комментарий к статье 1266 ГК РФ

1. В пункте 1 ст. 1266 раскрывается содержание права на неприкосновенность произведения.

Для уяснения смысла указанного положения важен исторический аспект охраны неприкосновенности произведения.

В части 1 ст. 6 bis Бернской конвенции и устанавливается, что автор вправе противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Исходя из этого, при регулировании вопросов охраны неприкосновенности произведений в национальных законах находила отражение одна из двух концепций: объективной (в соответствии с которой устанавливалась охрана произведений от извращений, искажений и иных изменений, способных нанести ущерб чести или репутации автора) или субъективной (безоговорочно запрещающей любые изменения) <1>.

--------------------------------
<1> См.: Липцик Д. Указ. соч. С. 147.

Отечественное законодательство в процессе своего развития использовало обе эти концепции. Так, в ст. 480 ГК 1964 устанавливался запрет снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. В пункте 1 ст. 15 Закона об авторском праве, напротив, вместо права на неприкосновенность произведения появилось право на защиту репутации автора, понимаемого как право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Объяснением такой замены служило буквальное следование тексту упомянутой ст. 6 bis Бернской конвенции.

Однако такое изменение шло вразрез с общепринятым доктринальным пониманием принципов охраны неприкосновенности произведения и практикой применения ст. 480 ГК 1964. Указание на ущерб чести и достоинству вносит некоторую двусмысленность при толковании рассматриваемого положения Закона об авторском праве. Как трактовать любое изменение названия произведения? С точки зрения общепринятых принципов регулирования - как нарушение личного неимущественного права по охране неприкосновенности произведения. С точки зрения буквального толкования рассматриваемой нормы - в зависимости от признания (или непризнания) данного факта как способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Это в равной мере относится и к другим частям произведения. Кроме того, возможны ситуации, когда внесенные изменения способствовали росту продаж экземпляров произведения и привлекли больший интерес публики. Это также не может рассматриваться в качестве достаточного основания для внесения подобных изменений. Главную роль при оценке пределов охраны неприкосновенности произведения должно играть усмотрение автора, его творческий замысел, а не "улучшение" произведения, увеличение объемов продаж и т.п. В этом смысле слова о способности "нанести ущерб чести и достоинству автора" становятся излишними, поскольку любое исправление или искажение произведения, против которого возражает автор, способно нанести ущерб его чести и достоинству.

Поэтому при разработке проекта части 4 ГК было восстановлено право на неприкосновенность произведения, не предполагающее усмотрения какого-либо лица относительно наличия или отсутствия ущерба чести и достоинству автора при внесении исправлений или искажений.

2. Творческий замысел автора - понятие тонкое. К его искажению может приводить не только непосредственное исправление произведения (сокращения, дополнения, переделка отдельных частей), но и снабжение произведения "сопутствующими" материалами, которые не затрагивают непосредственно его содержания, но способны изменить восприятие произведения. Поэтому в абз. 1 п. 1 ст. 1266 устанавливается запрет без согласия автора не только изменять, сокращать и дополнять, но и снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

В случае нарушения своего права автор может требовать изъятия соответствующих экземпляров произведения, запрета на их распространение в измененном виде, а также осуществления иных действий, направленных на восстановление положения, существовавшего до нарушения его права. Но если помимо прочего внесенные изменения порочат честь, достоинство и деловую репутацию автора, он вправе предпринимать защиту своего права в соответствии со ст. 152 ГК (п. 2 комментируемой статьи).

При этом законом специально предусмотрена возможность требовать защиты чести и достоинства автора после его смерти любым заинтересованным лицом. Например, указанные иски вправе предъявить члены общества поклонников творчества известного автора.

3. После смерти автора ситуация, связанная с охраной неприкосновенности произведения, меняется. Право на неприкосновенность произведения прекратилось в момент смерти автора. Кроме того, невозможность снабдить произведение какими-либо авторскими материалами (авторским предисловием или послесловием) заставляет по-иному смотреть на охрану произведения. Поэтому закон предусматривает другие правила в отношении охраны его неприкосновенности.

Прежде всего, после смерти автора в случае законного его использования допускается снабжать произведение (при его использовании) иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или иными пояснениями, если при этом не наносится ущерб чести и достоинству автора <1>.

--------------------------------
<1> Данный вывод вытекает из систематического анализа положений п. п. 1 и 2 комментируемой статьи.

В отношении изменений, сокращений и дополнений в абз. 2 п. 1 ст. 1266 устанавливается, что обладатель исключительного права может разрешить их внесение только при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Контроль за соблюдением правообладателем этих условий осуществляется лицами, указанными в п. 2 ст. 1267 ГК.

Другой комментарий к статье 1266 ГК РФ

В комментируемой статье регламентировано такое личное неимущественное право автора, указанное в подп. 4 п. 2 ст. 1255 комментируемой главы, как право на неприкосновенность произведения. Часть 1 п. 1 комментируемой статьи определяет содержание данного вида права - это недопустимость без согласия автора внесения в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Закон 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривал несколько иное подобное право - в п. 1 ст. 15 данного Закона предусматривалось, что автору в отношении его произведения принадлежит в том числе такое личное неимущественное право, как право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Вместе с тем право на неприкосновенность произведения было прямо указано среди прав автора в ст. 479 ГК РСФСР. В статье 480 данного Кодекса в рамках регламентации охраны неприкосновенности произведений и имени автора при его жизни предусматривалось следующее: при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие бы то ни было изменения как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора; воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями; согласие автора, данное при заключении авторского договора, не может быть отозвано в одностороннем порядке.

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи регламентирует внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при использовании произведения после смерти автора: внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений вправе разрешить лицо, обладающее исключительным правом на произведение, но при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Данные положения являются нововведением комментируемой части, поскольку в Законе 1993 г. об авторском и смежных правах этот момент не регулировался. Охрана неприкосновенности произведения после смерти автора регламентирована положениями ст. 1267 комментируемой главы.

Согласно разъяснениям, данным в п. 31 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, право на неприкосновенность произведения (ч. 1 п. 1 комментируемой статьи) касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося; соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном ч. 2 п. 1 комментируемой статьи), которое должно быть определенно выражено; при отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным.

В разъяснениях, данных в п. 90 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9, со ссылкой на ч. 2 п. 1 комментируемой статьи, подчеркнуто, что при переходе исключительного права в порядке наследования у обладателей исключительного права могут возникать и иные интеллектуальные права, имеющие неимущественный характер, в объеме, определяемом ГК РФ, в частности право разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений.

Пункт 2 комментируемой статьи, также содержащий нововведения, предоставляет автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в случаях извращения, искажения или иного изменения произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора, а также посягательства на такие действия. Защита чести, достоинства и деловой репутации регламентирована положениями ст. 152 части первой ГК РФ, к которым и сделана отсылка. К этой же статье отсылает общая норма п. 3 ст. 1251 комментируемой части в отношении порядка осуществления защиты чести, достоинства и деловой репутации автора.

Как предусмотрено в ч. 1 п. 1 указанной ст. 152 ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ), гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности; опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

В пункте 2 комментируемой статьи также указано на возможность осуществления защиты чести и достоинства автора по требованию заинтересованных лиц и после его смерти. Это положение соответствует общей норме ч. 2 п. 1 ст. 152 ГК РФ, согласно которой по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти. В разъяснении, данном в п. 2 Постановления Пленума ВС России от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", отмечалось, что соответствующими заинтересованными лицами являются, в частности, родственники, наследники умершего гражданина.

Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает возможность дачи автором в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 1233 и п. 2 ст. 1286.1 комментируемой части, согласия на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения. В данном пункте, введенном Законом 2014 г. N 35-ФЗ, идет речь о нововведениях этого же Закона, вошедших в п. 5 ст. 1233 комментируемой части в части возможности правообладателем сделать публичное заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение науки, литературы или искусства либо объект смежных прав на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока, а также в п. 2 ст. 1286.1 комментируемой главы в части возможности предоставления лицензиаром лицензиату права на использование принадлежащего ему произведения для создания нового результата интеллектуальной деятельности.