1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
2. Авторами аудиовизуального произведения являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 342-ФЗ.
4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.
Комментарий к статье 1263 ГК РФ
1. В статье 1263 определяется правовой режим аудиовизуального произведения - один из самых сложных и "многослойных".
Аудиовизуальное произведение с точки зрения формы представляет собой совокупность связанных между собой изображений, образующих целостный видеоряд и воспринимаемых с помощью соответствующих технических устройств.
Аудиовизуальное произведение может сопровождаться или не сопровождаться звуком. Строго говоря, то произведение, которое звуком не сопровождается, является просто визуальным. Однако закон не проводит такого различия, в т.ч. в целях упрощения конструкций норм, регулирующих отношения по созданию и использованию таких произведений.
С точки зрения используемых технических средств аудиовизуальные произведения могут подразделяться на кинематографические, телевизионные или видеоленты. С точки зрения жанра - на игровые фильмы, документальные, мультипликационные, сериалы, программы и передачи, не являющиеся фильмами.
2. Аудиовизуальное произведение состоит из разных категорий объектов, и на такие объекты возникают разные категории прав.
Как произведение особого вида, состоящее из совокупности изображений, воспринимаемых с помощью слуха и зрения, аудиовизуальное произведение имеет трех авторов: режиссера-постановщика, автора сценария и композитора, специально создавшего музыкальное произведение для аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263). Каждый из этих авторов имеет свою творческую функцию и затрачивает свои творческие усилия, значение которых таково, что закон связывает с ними признание соавторства на аудиовизуальное произведение.
Режиссер-постановщик - центральная фигура, организующая и возглавляющая творческий процесс создания аудиовизуального произведения. Сценарист создает основу для аудиовизуального произведения, выстраивает сюжет, круг задействованных лиц, перечень и описание сцен и т.д. Композитор создает музыку, влияние которой на восприятие аудиовизуального произведения для публики таково, что очень часто без соответствующей музыки аудиовизуальное произведение не осознается, а лишь небольшой музыкальный фрагмент сразу связывает память с образами и сценами аудиовизуального произведения, в котором эта музыка прозвучала.
По своему правовому положению режиссер-постановщик отличается от сценариста и композитора. Последние в принципе могут использовать созданные ими сценарий и музыку отдельно от аудиовизуального произведения. Сценарий может быть переработан, переведен на другой язык, использован иным образом отдельно от аудиовизуального произведения. Это же относится и к музыке, которая может звучать не только при демонстрации аудиовизуального произведения, но и на радиостанции, публично исполняться и т.д. Но при этом все трое являются соавторами аудиовизуального произведения.
3. Аудиовизуальное произведение может включать и иные произведения иных авторов. В этом проявляется специфика аудиовизуального произведения как сложного объекта (ст. 1240 ГК).
Во-первых, аудиовизуальные произведения могут включать произведения, ранее существовавшие. Например, музыкальное произведение, которое уже существовало, но вошло составной частью в аудиовизуальное произведение.
Во-вторых, они могут включать произведения, которые созданы в процессе работы над аудиовизуальным произведением и вошли в них составной частью (п. 5 рассматриваемой статьи). Так, художник-постановщик или художник по костюмам могут создавать новые произведения специально для аудиовизуального произведения. Однако они не признаются соавторами аудиовизуального произведения в целом, в отличие от сценариста и композитора.
В-третьих, аудиовизуальные произведения включают объекты смежных прав и, прежде всего, исполнения. Актеры, певцы, музыканты, как задействованные в постановке соответствующего фильма или иного аудиовизуального произведения, а также иные исполнители (стихов, песен, музыки) создают целый ряд объектов смежных прав, которые также являются частью аудиовизуального произведения как сложного объекта.
В соответствии с п. 5 рассматриваемой статьи (в отношении произведений) и п. 3 ст. 1315 ГК (в отношении исполнений), а также в соответствии со ст. 1240 ГК указанные лица обладают исключительным правом на свои произведения (исполнения), если только оно не было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к этим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.
4. Изготовитель аудиовизуального произведения (продюсер) является третьей категорией правообладателей, появляющихся в связи с созданием аудиовизуального произведения.
5. Продюсер представляет собой лицо, которое организовало создание сложного объекта (аудиовизуального произведения), поэтому его права определяются в соответствии со ст. 1240 ГК.
Анализ указанной статьи с учетом как "многослойности" аудиовизуального произведения, имеющего трех авторов, так и наличия других объектов авторских смежных прав, включаемых в аудиовизуальное произведение, приводит к выводу о том, что продюсер приобретает право использования как аудиовизуального произведения в целом, так и отдельных объектов, входящих в его состав.
Причем такое право использования в отношении произведений и объектов смежных прав, специально созданных или создаваемых для включения в аудиовизуальное произведение, возникает, по общему правилу, на основании договора об отчуждении исключительного права, если соглашением не предусмотрено иное (п. 1 ст. 1240 ГК). В отношении объектов, которые ранее существовали, действует правило о лицензионном договоре (п. 3 ст. 1233 ГК).
Но даже когда продюсер получил право использования соответствующего объекта, включенного в аудиовизуальное произведение, на основании лицензионного договора, условия этого договора не могут ограничивать право продюсера использовать данный объект в составе аудиовизуального произведения под страхом недействительности таких условий (п. 2 ст. 1240 ГК).
Помимо этого, продюсер вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (абз. 2 п. 4 комментируемой статьи).
6. Говоря о ст. 1263, необходимо остановиться и на еще одном моменте - праве композитора на вознаграждение за использование его музыкального произведения, предусмотренное п. 3.
В части 4 ГК не закреплено право на вознаграждение как отдельное право в отношении результатов творческой деятельности. Это связано с тем, что исключительное право (как право имущественное) уже предполагает возможность получить вознаграждение при распоряжении им на условиях возмездности. Ситуация не меняется и при использовании объектов авторского права с выплатой соответствующего вознаграждения (например, в случае, указанном в ст. 1245 ГК), поскольку это связано с особенностями реализации исключительного права при использовании, не предполагающем получения согласия правообладателя.
Случай же, указанный в комментируемом положении, особый. Формулировка данного положения - композитор сохраняет право на вознаграждение - предполагает непередаваемость данного правомочия. То есть даже при отчуждении исключительного права композитор все равно сохраняет право на вознаграждение. В связи с этим возможны две теоретические трактовки данного права: как определенного специального права композитора, относящегося к иным интеллектуальным правам, либо как правомочия, которое входит в исключительное право, но не может быть отчуждено, а остается у композитора. Но при любой трактовке налицо связь с личностью композитора.
Личный характер данного права предполагает, что оно не может перейти по наследству, т.к. никакого отличия в сингулярном и универсальном правопреемстве применительно к данному случаю не существует.
Другой комментарий к статье 1263 ГК РФ
В комментируемой статье определены особенности правового режима аудиовизуального произведения. Ранее подобная регламентация содержалась в ст. 13 "Авторское право на аудиовизуальные произведения" Закона 1993 г. об авторском и смежных правах.
Пункт 1 комментируемой статьи определяет содержание понятия аудиовизуального произведения - таковым является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Подобное определение содержалось в ст. 4 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах (при этом среди средств, аналогичных кинематографическим, непосредственно назывались не только теле- и видеофильмы, но и диафильмы, слайдфильмы). Там же было дано определение понятию изготовителя аудиовизуального произведения - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом.
В пункте 2 комментируемой статьи определены авторы аудиовизуального произведения. В качестве таковых названы: 1) режиссер-постановщик; 2) автор сценария; 3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Такой же состав авторов аудиовизуального произведения был определен в п. 1 ст. 13 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, при этом для обозначения автора сценария использовалось также понятие "сценарист", а понятие "композитор" вводилось для обозначения автора музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для аудиовизуального произведения.
Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает сохранение за авторами музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения права на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.
Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, но изменения сводятся к тому, что в прежней (первоначальной) редакции пункта говорилось о сохранении соответствующего права за композитором, являющимся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении.
Еще ранее в п. 3 ст. 13 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах содержалась менее содержательная подобная норма: при публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения. Но в отношении данной нормы в п. 33 Постановления Пленума ВС России 2006 г. N 15 предписывалось иметь в виду, что указанное право принадлежит не только тем авторам, чьи музыкальные произведения специально созданы для этого аудиовизуального произведения, но и авторам, чьи музыкальные произведения существовали ранее и вошли составной частью в аудиовизуальное произведение. Как представляется, именно эта правовая позиция учтена при изложении Законом 2014 г. N 35-ФЗ п. 3 комментируемой статьи в новой редакции.
Там же, в п. 33 Постановления Пленума ВС России 2006 г. N 15, даны следующие разъяснения, сохраняющие свою практическую значимость: автор музыкального произведения (с текстом или без текста) имеет право на вознаграждение за публичное исполнение музыкального произведения при каждом публичном показе аудиовизуального произведения, в том числе в кинотеатрах; в случае невыплаты этого вознаграждения он имеет право лишь на его получение; заявленные таким лицом требования, предусмотренные статьей 49 "Гражданско-правовые способы защиты авторского права и смежных прав" Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, не могут быть удовлетворены.
Определением КС России от 27 мая 2010 г. N 690-О-О <1> отказано в принятии к рассмотрению жалобы на норму п. 3 комментируемой статьи, в которой указывалось, что данное законоположение закрепляет неравенство между композиторами и другими авторами фильмов. Как отмечено при этом, дополнение действующего гражданского законодательства правом режиссера-постановщика на получение вознаграждения на аналогичных с авторами-композиторами условиях составляет прерогативу федерального законодателя и КС России неподведомственно.
--------------------------------
<1> СПС.
В пункте 10.4 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 в условиях действия прежней редакции п. 3 комментируемой статьи разъяснялось, что даже в случае, когда исключительное право на соответствующее музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу, право на вознаграждение сохраняется за композитором.
Также в условиях действия прежней редакции п. 3 комментируемой статьи в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года, утв. Постановлением Президиума ВС России от 15 сентября 2010 г. <1>, на примере конкретного дела изложена рекомендация, согласно которой композитор, написавший музыку к кинофильму, имеет самостоятельное право на получение авторского вознаграждения за публичный показ этого фильма.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2010. N 12.
Положения п. 4 комментируемой статьи регламентируют права изготовителя аудиовизуального произведения, т.е. лица, организовавшего создание этого произведения (для обозначения такого лица использовано понятие "продюсер"):
часть 1 данного пункта в рамках определения прав изготовителя аудиовизуального произведения отсылает к положениям ст. 1240 комментируемой части, регламентирующим использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта. В соответствии с ч. 1 п. 1 указанной статьи лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности (см. комментарий к указанной статье);
согласно части 2 данного пункта изготовителю аудиовизуального произведения принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом. Это норма сформулирована диспозитивно - установлено, что договорами, заключенными изготовителем с авторами аудиовизуального произведения, указанными в п. 2 комментируемой статьи, могут быть предусмотрены отступления от изложенного общего правила;
в части 3 данного пункта предусмотрено право изготовителя аудиовизуального произведения при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При этом закреплена презумпция признания изготовителем аудиовизуального произведения лица, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом. Презумпция определена как опровержимая - предусмотрено, что она действует лишь при отсутствии доказательств иного. Рассматриваемое право изготовителя аудиовизуального произведения соответствует общей норме п. 4 ст. 1240 комментируемой части, согласно которой при использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта лицо, организовавшее создание этого объекта, вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
Пункт 4 комментируемой статьи также изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции (так же как и предыдущий пункт), но нововведением являются лишь положения ч. 2 данного пункта, определяющие принадлежность изготовителю аудиовизуального произведения исключительного права на аудиовизуальное произведение. В частях 1 и 3 данного пункта в новой редакции в точности воспроизведены соответственно положения ч. ч. 1 и 2 данного пункта в прежней (первоначальной) редакции.
Ранее понятие изготовителя аудиовизуального произведения было определено в ст. 4 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах как физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. Там же была закреплена презумпция, которая вошла в п. 4 комментируемой статьи: при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом.
В пункте 2 ст. 13 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах содержалось еще одно положение, которое вошло с соответствующими изменениями в п. 4 комментируемой статьи: изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
В остальном положения п. 2 ст. 13 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах формулировались иным образом: заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре; указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает сохранение каждым автором произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автора произведения, положенного в основу сценария, и других), так и созданного в процессе работы над ним (оператора-постановщика, художника-постановщика и других), исключительного права на свое произведение. При этом указано на исключение из данного общего правила - это случаи, когда соответствующее исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.
Подобное правило о пользовании каждым из авторов произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, авторским правом на свое произведение, но без упоминания о соответствующих исключениях.
В Постановлении Президиума ВАС России от 19 ноября 2013 г. N 5861/13 по делу N А40-38278/2012-12-166 <1> на основе положений п. 5 комментируемой статьи отмечено следующее: при переработке аудиовизуального произведения, в том числе для создания пародии на него, требуется соблюдать права автора (правообладателя) музыкального произведения, которое переработке не подвергалось; при создании пародии первоначальное оригинальное произведение должно быть в центре нового, а не быть его фоном или вспомогательным средством.
--------------------------------
<1> ВВАС РФ. 2014. N 4.