Статья 1249. Патентные и иные пошлины

1. За совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, с государственной регистрацией программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы, товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам, с государственной регистрацией залога этих прав и предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации по договору, взимаются соответственно патентные и иные пошлины. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

2. Перечень юридически значимых действий, которые связаны с программой для ЭВМ, базой данных и топологией интегральной микросхемы и за совершение которых взимаются государственные пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты государственных пошлин, уменьшения их размеров, отсрочки уплаты или возврата устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.Перечень иных, кроме указанных в абзаце первом настоящего пункта, юридически значимых действий, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров, отсрочки их уплаты или возврата устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 2008 года Федеральным законом от 30 июня 2008 года N 104-ФЗ.

Комментарий к статье 1249 ГК РФ

1. В комментируемой статье устанавливаются основания взимания государственных, патентных и иных пошлин (п. 1) и указываются нормативные акты, которыми должны устанавливаться как перечни юридически значимых действий, за которые взимаются эти пошлины, так и их размеры, порядок и сроки уплаты, основания освобождения от уплаты, уменьшения их размеров, отсрочки уплаты или возврата (п. 2).

При этом в п. 1 комментируемой статьи перечислены все объекты, за совершение юридически значимых действий в отношении которых допускается взимание пошлин. В абзаце 1 п. 2 перечислены три объекта, за совершение в отношении которых юридически значимых действий традиционно взимается государственная пошлина (ср. п. 7 ст. 13 Закона о правовой охране программ для ЭВМ, п. 7 ст. 9 Закона о правовой охране топологий). Поэтому в абз. 1 п. 2 комментируемой статьи регулирование соответствующих вопросов отнесено к ведению федерального законодательства о налогах и сборах. В настоящее время действует статья 333.30 НК, устанавливающая размеры государственной пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы. Основания освобождения от уплаты указанных государственных пошлин установлены подп. 13 и 14 п. 1 и п. 2 ст. 333.35 НК.

Кодекс упоминает о документах, подтверждающих уплату государственной пошлины за государственную регистрацию топологии интегральной микросхемы (п. 3 ст. 1452 ГК), программы для ЭВМ и базы данных (п. 2 ст. 1262) в связи с перечислением документов, необходимых для осуществления соответствующей регистрации.

2. Поскольку пошлины за совершение юридически значимых действий в отношении всех иных, кроме перечисленных в абз. 1 п. 2 комментируемой статьи, объектов не относятся к числу государственных пошлин, регулирование этих вопросов отнесено Кодексом к компетенции Правительства РФ. При этом, однако, следует иметь в виду, что до принятия Федерального закона от 30.06.2008 N 104-ФЗ в абз. 2 п. 2 ст. 1249 вместо отсылки к абз. 1 п. 2 содержится ошибочная отсылка к п. 1 той же статьи.

В действующей редакции п. 2 комментируемой статьи каждой группе объектов соответствует свой порядок нормативного регулирования: для первой - законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, для второй - подзаконные акты Правительства РФ.

3. В настоящее время действуют: Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 12.08.1993 N 793 <1>, а также Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения.

--------------------------------
<1> СА РФ. 1993. N 34. Ст. 3182.

Кроме этих норм в самом ГК содержится упоминание о пошлинах за совершение юридически значимых действий в отношении изобретения, полезной модели и промышленного образца (ст. ст. 1366, 1368, п. 5 ст. 1374, п. 3 ст. 1378, п. 1 ст. 1386, п. 1 ст. 1389, п. 2 ст. 1393, ст. 1399, п. 1 ст. 1400), селекционного достижения (ст. ст. 1427, 1429, п. 2 ст. 1433, ст. 1442), товарного знака (п. 2 ст. 1491, п. 5 ст. 1492, ст. ст. 1501, 1503, п. 3 ст. 1505), наименования места происхождения товара (п. 5 ст. 1522, п. 2 ст. 1528, п. 1 ст. 1530, п. 2 ст. 1531, п. 1 ст. 1532). Часть приведенных положений носит чисто технический характер, указывая на необходимость представления документа, подтверждающего уплату соответствующей пошлины, при совершении того или иного действия, связанного с государственной регистрацией результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, и не регулирует по существу те вопросы, которые отнесены комментируемой статьей к компетенции Правительства РФ.

Другие положения устанавливают основания для освобождения от уплаты пошлин или для уменьшения их размеров (п. 1 ст. 1366, п. 1 ст. 1368, п. 3 ст. 1378, п. 1 ст. 1427, п. 1 ст. 1429 ГК). Целый ряд норм связывает непредставление документа, подтверждающего уплату пошлины (п. 2 ст. 1393, п. 2 ст. 1503, п. 3 ст. 1505, п. 1 ст. 1530, п. 1 ст. 1532 ГК), с несовершением соответствующего действия. Наконец, неуплата пошлины за поддержание патента в силе признается основанием для досрочного прекращения действия патента на соответствующий результат интеллектуальной деятельности (ст. ст. 1399, 1442 ГК).

Другой комментарий к статье 1249 ГК РФ

Комментируемая статья содержит унифицированные нормы о патентных и иных пошлинах, взимаемых за совершение юридически значимых действий, связанных с результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации.

В пункте 1 данной статьи установлено, что патентные и иные пошлины взимаются соответственно за совершение юридически значимых действий, связанных:

с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, с государственной регистрацией программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы, товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара;

с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам, с государственной регистрацией залога этих прав и предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации по договору. До внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменений говорилось о действиях, связанных с государственной регистрацией договоров о распоряжении этими правами. Данное изменение соответствует изменениям, внесенным этим же Законом в ст. 1232 комментируемой главы, регламентирующую государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Часть 1 п. 2 комментируемой статьи в отношении перечня юридически значимых действий, которые связаны с программой для ЭВМ, базой данных и топологией интегральной микросхемы и за совершение которых взимаются государственные пошлины, их размеров, порядка и срока уплаты, а также оснований для освобождения от уплаты государственных пошлин, уменьшения их размеров, отсрочки уплаты или возврата отсылает к законодательству РФ о налогах и сборах.

Соответствующее регулирование содержится в положениях гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй НК РФ. Наряду с прочим ст. 333.30 названной главы установлены размеры государственной пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы.

В части 2 п. 2 комментируемой статьи Правительству РФ делегированы полномочия по установлению перечня иных, кроме указанных в ч. 1 данного пункта, юридически значимых действий, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины, их размеров, порядка и сроков уплаты, а также оснований для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров, отсрочки их уплаты или возврата.

В первоначальной редакции ч. 2 п. 2 комментируемой статьи говорилось об иных действиях, нежели указанные в п. 1 данной статьи, а не в ч. 1 п. 2 статьи. Изменение внесено Федеральным законом от 30 июня 2008 г. N 104-ФЗ "О внесении изменения в статью 1249 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" <1>, поскольку из прежней формулировки оставалось неясным, каким правовым актом регулируются отношения, связанные с взиманием патентных и иных пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 27. Ст. 3122.

Подобное делегирование полномочий Правительству РФ содержалось в положениях ст. 33 Патентного закона 1992 г., в условиях действия которых в Определении КС России от 10 декабря 2002 г. N 283-О <1> выражена следующая правовая позиция: делегирование федеральным законом Правительству Российской Федерации полномочия по установлению размеров пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, с учетом характера данных платежей как сбора не нарушает конституционное предписание о законно установленных налогах и сборах и закрепленное Конституцией РФ разграничение компетенции между Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ; при этом вводимые Правительством РФ ставки пошлин должны быть разумно обоснованными, справедливыми и соразмерными затратам органов публичной власти, связанным с установлением патентоспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца, приоритета товарного знака, знака обслуживания и с предоставлением правовой охраны соответствующей промышленной собственности. На то, что изложенная правовая позиция сохраняет свою силу, указано, например, в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2008 г. N 674-О-О <2>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. II). Ст. 5289.
<2> СПС.

В рамках реализации предоставленных полномочий издано Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941, которым утверждено Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами.

Названное Положение в соответствии с его п. 1 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. N 781 <1>) устанавливает перечень юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины согласно приложению, их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров, отсрочки их уплаты или возврата.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2011. N 39. Ст. 5487.

До издания названного Постановления действовало Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 12 августа 1993 г. N 793 "Об утверждении Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и Положения о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем" <1>.

--------------------------------
<1> САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3182.

Также в рамках реализации рассматриваемых полномочий Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 735 утверждено Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом <1>, которое устанавливает:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 38. Ст. 4488.

а) перечень юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины согласно приложению;

б) размеры, порядок и сроки уплаты пошлин;

в) основания для освобождения от уплаты пошлин и уменьшения их размеров;

г) основания отсрочки уплаты пошлин или их возврата.

До издания названного Постановления действовало Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 918 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О селекционных достижениях" <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 18. Ст. 2080.