Статья 123.8. Основные положения об ассоциации (союзе)

1. Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

2. Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

3. Ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении ассоциаций (союзов) отдельных видов.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом.

Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

4. Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

5. Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами.

Комментарий к статье 123.8 ГК РФ

1. Организационно-правовой форме некоммерческих организаций ассоциации (союзу) еще до действующей редакции гл. 4 ГК РФ Федеральным законом от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ было дано новое содержание по сравнению с действовавшей с 1994 г. прежней редакцией Кодекса. Напомним: ранее ассоциациями или союзами Кодекс называл лишь некоммерческие объединения юридических лиц. С февраля 2013 г., после внесения изменений в ГК РФ и в Закон о некоммерческих организациях <1>, ассоциациями и союзами стали признаваться некоммерческие добровольные (а в отдельных случаях основанные на обязательном членстве) объединения юридических лиц и граждан, созданные для достижения различных некоммерческих целей, включая представление и защиту общих, в том числе профессиональных, интересов их членов.

--------------------------------
<1> Внесены Федеральным законом от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства РФ. 2013. N 7. Ст. 609).

В действующей редакции гл. 4 ГК РФ содержание организационно-правовой формы ассоциаций и союзов еще более расширено.

Как следует из п. 1 комментируемой статьи, некоммерческие организации в организационно-правовой форме ассоциаций или союзов создаются на добровольной договорной основе объединяющихся лиц либо в установленных законом случаях основываются на обязательном членстве объединяющихся лиц (как юридических лиц, так и граждан).

Комментируемая статья приводит примерный перечень разновидностей различных некоммерческих объединений, которые теперь относятся к ассоциациям или союзам. Так, в форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов; профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях и защитой трудовых прав (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и др.); саморегулируемые организации и их объединения.

Кроме того, подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ к ассоциациям (союзам) прямо относит некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

Как видно, на сегодняшний день ассоциациями (союзами) является достаточно широкий круг некоммерческих корпораций.

Таким образом, в обновленной редакции гл. 4 ГК РФ (и в частности, в комментируемых положениях об ассоциациях и союзах) получили реализацию принципиальные подходы к систематизации законодательства о юридических лицах, заложенные в Концепции развития гражданского законодательства РФ, в том числе о сокращении значительного количества организационно-правовых форм некоммерческих организаций. В Концепции развития гражданского законодательства РФ, в частности, было отмечено, что количество организационно-правовых форм некоммерческих организаций в действующем законодательстве явно избыточно. Единая система правового регулирования организационно-правовых форм некоммерческих организаций отсутствует, а само законодательство о некоммерческих организациях изобилует пробелами, повторами и противоречиями.

Выделение некоммерческих организаций в отдельные виды, которым соответствуют и особые организационно-правовые формы юридических лиц, нередко проведено искусственно, при отсутствии практически значимых признаков, характеризующих особенности их гражданско-правового положения, либо при отсутствии для этого реальной потребности. Так, объединения работодателей и торгово-промышленные палаты по существу являются объединениями юридических лиц. Существование некоммерческого партнерства, которое по целям своей деятельности и организационной структуре близко к ассоциации (союзу), излишне.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций как юридических лиц (независимо от вполне возможного сохранения в законе их деления на многочисленные виды соответственно различиям в их основной деятельности) должны быть оптимизированы в зависимости от реальных гражданско-правовых особенностей их внутреннего устройства <1>.

--------------------------------
<1> Концепция развития гражданского законодательства РФ. С. 66 - 69.

На данный момент в ГК РФ реализованы изложенные выше подходы Концепции развития гражданского законодательства, а именно предусмотрена возможность создания некоммерческих организаций - объединений лиц в самых широких целях некоммерческого характера в форме ассоциаций и союзов, участвовать в которых могут одновременно как граждане, так и юридические лица, причем в любых сочетаниях. При этом положениями о введении в действие новой редакции гл. 4 ГК РФ предусмотрена постепенная реализация этого подхода в отношении действующих некоммерческих организаций (постепенное приведение их учредительных документов в соответствие с Кодексом, отсутствие требований их перерегистрации), что не должно приводить к приостановлению их деятельности или их ликвидации (см. п. п. 4, 7, 8, 10 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ).

Сказанное означает, что перечисленные в комментируемой статье, а также в подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ виды некоммерческих организаций отныне не признаются самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц, а являются теперь лишь разновидностями в рамках одной организационно-правовой формы ассоциаций (союзов).

2. Кодекс достаточно широко определяет цели создания ассоциаций и союзов.

Ассоциации (союзы) могут учреждаться в исключительно некоммерческих целях и в зависимости от этих целей деятельности могут быть отнесены к нескольким группам: во-первых, созданные для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов участников таких объединений (членов корпорации); во-вторых, созданные для достижения общественно полезных целей (т.е. цели ставятся не "узко корпоративные", а направленные на благо неопределенного круга лиц, всего общества или его отдельных групп); в-третьих, создаваемые для иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

Пункт 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях раскрывает общественно полезные цели (цели, направленные на достижение общественных благ), для которых могут создаваться некоммерческие организации. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Достаточно широкая формулировка целей, которые могут преследовать ассоциации и союзы, используемая в комментируемой статье, позволяет сделать вывод, что такие объединения лиц могут создаваться для достижения подавляющего большинства перечисленных выше некоммерческих целей.

Как уже отмечалось, самым существенным изменением правового статуса ассоциации (союза) стало то, что отныне ассоциациями и союзами являются также объединения граждан, а не только юридических лиц (коммерческих или некоммерческих), как это было ранее.

В зависимости от целей объединения лиц в ассоциации или союзы создаются, в частности:

- объединения юридических лиц и (или) граждан, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов (таковыми являются различные союзы промышленников и предпринимателей, союзы малого и среднего бизнеса, торгово-промышленные палаты, некоммерческие партнерства, ассоциации (союзы) различного рода кооперативов, общественных организаций, саморегулируемые организации и их объединения, объединения работодателей, профессиональных союзов и т.д.);

- профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, а также не связанные с их участием в трудовых отношениях (к ним относятся объединения адвокатов, нотариусов, в том числе адвокатские и нотариальные палаты, объединения оценщиков, различные некоммерческие партнерства и саморегулируемые организации, объединения лиц творческих профессий и другие, за исключением профессиональных союзов).

В отношении объединений предпринимателей, создаваемых в целях координации их предпринимательской деятельности следует сказать, что координация деятельности предполагает выполнение определенных управленческих функций. Однако при этом такие объединения лиц не становятся некими вышестоящими органами для входящих в них членов, которые сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Поэтому управленческие функции, которые могут быть возложены на ассоциацию (союз), исчерпываются целями координации деятельности участников.

Безусловно, новые нормы Кодекса, определяющие правовое положение ассоциаций и союзов, потребуют ревизии законодательства о некоммерческих организациях и внесения значительных изменений в большое количество законов, регулирующих деятельность перечисленных выше некоммерческих организаций. Особенно это касается тех законов, которые устанавливают, что указанные в п. 1 комментируемой статьи, а также в подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ виды некоммерческих организаций являются самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц. Такие положения соответствующих федеральных законов на сегодняшний день противоречат Кодексу.

3. Ассоциации и союзы как некоммерческие организации имеют целевую (специальную) правоспособность, т.е. могут иметь гражданские права и нести обязанности, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах (п. 1 ст. 49 ГК).

Как и другие некоммерческие организации, ассоциации (союзы) могут самостоятельно осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, и лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (п. 4 ст. 50 ГК).

Закон о некоммерческих организациях признает такой деятельностью приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализацию ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).

Если же уставом ассоциации (союза) предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, то ассоциация (союз) должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (см. п. 5 ст. 50 ГК).

Хотя осуществление доходной деятельности в принципе расходится с природой некоммерческой организации, в ряде случаев они вынуждены ее осуществлять. Определить соответствие приносящей доход (предпринимательской) деятельности целям ассоциации (союза) бывает довольно трудно. Закон не устанавливает критериев, по которым можно судить о таком соответствии или несоответствии.

Ранее из прежних положений Кодекса об ассоциациях (союзах) следовало, что они не могли самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность, участникам ассоциации (союза) в случае возложения на нее ведения предпринимательской деятельности предписывалось преобразовать ассоциацию (союз) в хозяйственное общество или товарищество. На сегодняшний день таких ограничений в отношении ассоциаций (союзов) нет. Однако законом могут быть установлены ограничения на приносящую доход (предпринимательскую) деятельность отдельных видов ассоциаций и союзов либо на определенные виды деятельности.

4. В соответствии со ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях ассоциации (союзы) как некоммерческие организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации юридических лиц с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка регистрации.

Этим порядком предусмотрено, что решение о государственной регистрации принимается Министерством юстиции РФ.

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных сведений осуществляется регистрирующим органом (таковым на сегодняшний день является соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы) на основании принимаемого Минюстом России решения о регистрации.

Министерство юстиции РФ кроме принятия решений о регистрации создания, реорганизации, ликвидации некоммерческих организаций осуществляет также контроль за их деятельностью.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны представлять в Минюст России документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании и об использовании денежных средств и иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, в соответствии с п. 3.2 этой же статьи Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности.

К организациям, на которых указанные выше правила об отчетности не распространяются, относятся некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства (п. 3.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях <1>).

--------------------------------
<1> Статья 32 Закона о некоммерческих организациях дополнена п. 3.1 Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 170-ФЗ.

5. Имущество ассоциации или союза первоначально формируется за счет вступительных взносов учредителей. В соответствии со ст. 26 Закона о некоммерческих организациях и с учетом особенностей гражданско-правового статуса ассоциаций и союзов источниками формирования их имущества также могут быть регулярные и единовременные поступления от членов (членские и дополнительные имущественные (целевые) взносы); добровольные имущественные взносы и пожертвования третьих лиц; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам, другие доходы, получаемые от собственности ассоциации (союза); доходы от реализации услуг.

Одним из основных поступлений в имущество ассоциации (союза) должны все-таки быть регулярные поступления от участников (членов) корпорации, порядок внесения которых должен быть определен уставом организации.

Ассоциации и союзы относятся к числу юридических лиц, в отношении которых его учредители и участники (члены) не имеют никаких имущественных прав (п. 3 ст. 48 ГК), они также не отвечают по обязательствам своих участников (членов).

Имущество, которое передано ассоциации или союзу его учредителями (участниками), является собственностью самого объединения (ассоциации и союза). Такой же режим установлен законом и в отношении имущества, приобретенного ассоциацией (союзом) по иным основаниям (п. 3 ст. 213 ГК).

В связи с участием в ассоциациях и союзах их члены возлагают на себя определенные обязанности (см. ст. 123.11 ГК и комментарий к ней), а также, возможно, и дополнительную ответственность. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи законом или уставом ассоциации (союза) может быть предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов по ее обязательствам. Это значит, что требования кредиторов ассоциации (союза) в этом случае могут быть предъявлены ее членам при недостаточности имущества самой ассоциации (союза) или недобросовестном отказе их удовлетворить. То есть если ассоциация (союз) как основной должник отказалась удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от нее в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено члену ассоциации, несущему субсидиарную ответственность (ст. 399 ГК).

6. Ассоциация (союз) может быть реорганизована в порядке и в любых формах, предусмотренных Кодексом (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) (п. п. 1 и 2 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях). Реорганизация ассоциации (союза) может быть осуществлена по решению общего собрания членов ассоциации или союза (съезда, конференции или иного представительного органа), являющегося высшим органом ассоциации (союза) (п. п. 1, 2 ст. 65.3 ГК). При этом пока что сохраняется положение закона о том, что решение о преобразовании ассоциации (союза) принимается всеми членами единогласно (п. 5 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). С учетом расширения сферы применения формы ассоциации (союза) для объединения лиц, возможно, это правило следует пересмотреть в отношении отдельных видов ассоциаций и союзов (особенно таких, где состав членов корпорации многочисленный).

Согласно п. 4 комментируемой статьи ассоциация или союз вправе преобразоваться по решению своих членов в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд. В первом случае сохраняется корпоративный характер преобразуемого объединения лиц, в двух других случаях на месте ассоциации (союза) появляются унитарные юридические лица (с прекращением прав членства учредителей).

Ликвидация ассоциации (союза) производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и Законом о некоммерческих организациях.

7. Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов установлены законами об этих видах некоммерческих организаций. Таких особенностей достаточно много, учитывая самые разные цели деятельности, для достижения которых могут создаваться юридические лица в форме ассоциаций (союзов), а также различия объединяющихся в этой форме лиц.

В частности, достаточно много в законодательстве примеров, когда специальными законами, регулирующими деятельность отдельных видов некоммерческих организаций, предусмотрены случаи создания ими ассоциаций и союзов. Как правило, предусматривая такую возможность, соответствующий закон устанавливает и определенные особенности правового положения организации. Так, в соответствии со ст. ст. 31 - 39 Закона о потребительской кооперации (в ред. Федерального закона от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ <1>) предусмотрена возможность создания и деятельности союзов потребительских обществ.

--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 28. Ст. 3306.

Статья 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" <1> предусматривает возможность объединения в ассоциации (союзы) таких кооперативов.

--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3420.

В соответствии с Законом об общественных объединениях (ст. 13) общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы могут создавать союзы (ассоциации).

Статьей 20 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <1> предусмотрено, что общины малочисленных народов как некоммерческие организации (ст. 6.1 Закона о некоммерческих организациях) независимо от их видов вправе добровольно объединяться в союзы (ассоциации) общин.

--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 30. Ст. 3132.

Саморегулируемые организации также вправе создавать ассоциации (союзы) по территориальному, отраслевому и другим признакам (ст. 24 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <1>).

--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.