1. К обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут или может быть затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.Если недобросовестная конкуренция затрагивает исключительно интересы отдельного лица, применимое право определяется в соответствии со статьями 1219 и 1223.1 настоящего Кодекса.
2. К обязательствам, возникающим вследствие ограничения конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут или может быть затронут этим ограничением конкуренции, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
3. Выбор сторонами права, подлежащего применению к обязательствам, указанным в абзаце первом пункта 1 и пункте 2 настоящей статьи, не допускается. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 30 сентября 2013 года N 260-ФЗ.
Комментарий к статье 1222 Гражданского Кодекса РФ
1. Рыночной экономике, построенной на защищаемой законом свободе конкуренции, объективно присущи те или иные проявления недобросовестной конкуренции. При этом увеличение объема и качественное усложнение внешнеэкономической деятельности, процессы глобализации мировой экономики, когда на одних и тех же рынках одновременно могут непосредственно конкурировать отечественные и иностранные предприниматели, обусловливают потребность в совершенствовании коллизионного регулирования гражданско-правовых обязательств, возникающих вследствие недобросовестной конкуренции.
Следует отметить, что специальное конкурентное (антимонопольное) законодательство, являясь во многом публично-правовым по своему содержанию, во всех странах является сравнительно молодой отраслью законодательства. Коллизионное же регулирование в МЧП гражданско-правовых обязательств, возникающих вследствие недобросовестной конкуренции, обладает еще большей новизной. Об этом свидетельствует тот факт, что в отличие, например, от специальных коллизионных норм о договорных обязательствах, которые можно найти практически в любой национальной кодификации МЧП, специальные коллизионные правила об обязательствах вследствие недобросовестной конкуренции являются отличительной чертой новых и наиболее прогрессивных законодательных актов в области МЧП, к числу которых, безусловно, относится и отечественный ГК.
Принято считать, что впервые такая специальная коллизионная норма появилась в § 48 (2) австрийского Федерального закона о международном частном праве (1978 г.), где предусматривалось, что возмещение вреда, а также иные требования из недобросовестной конкуренции должны рассматриваться по праву государства, на рынке которого проявилась конкуренция. Как видим, в указанном Законе уже была сформулирована привязка, аналогичная привязке нормы ст. 1222, отсылающая к праву государства места нахождения соответствующего рынка (lex mercatus), который был затронут действиями, относящимися к недобросовестной конкуренции, где проявились результаты таких действий.
На сегодняшний день коллизионные нормы об обязательствах вследствие недобросовестной конкуренции содержатся также в п. 2 ст. 52 Закона Лихтенштейна о международном частном праве (1996 г.), ст. ст. 117 - 119 румынского Закона применительно к регулированию отношений международного частного права (1992 г.), ст. 136 швейцарского Федерального закона о международном частном праве (1987 г.).
Коллизионные нормы об обязательствах вследствие недобросовестной конкуренции присутствуют также в Кодексе международного частного права Болгарии (2005 г.), Законе о коллизионном праве правонарушений Нидерландов (2001 г.), Кодексе международного частного права Бельгии (2004 г.).
2. Норма коммент. ст. носит диспозитивный характер, поскольку иное правило о применимом праве в указанной ситуации может следовать из существа обязательства. При этом существо обязательства в традиционном его понимании как правоотношения есть взятые в единстве три взаимосвязанных параметра обязательства - его субъекты, объект и содержание. Также другое подобное правило может следовать из закона, под которым согласно п. 1 ст. 1187 (см. коммент. к указанной ст.) и ст. 3 ГК нужно понимать российский федеральный закон.
3. Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Исходя из данного определения к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции, следует отнести такие гражданско-правовые отношения, которые возникают из отмеченных действий хозяйствующих субъектов (группы лиц). Это, в частности, могут быть обязательства по возмещению убытков.
4. Для того чтобы обозначенные обязательства в соответствии с коммент. ст. были подчинены российскому гражданскому праву, необходимо, чтобы названные выше действия, совершаемые в рамках недобросовестной конкуренции, затрагивали рынок Российской Федерации.
Здесь имеется в виду отечественный товарный рынок. В соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. В указанном определении Закона о защите конкуренции законодатель довольно широко подходит к понятию товара, подразумевая под ним объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В свою очередь, по ст. 4 Закона о защите конкуренции финансовая услуга есть банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Кроме того, с учетом содержания ч. 4 ст. 15 Конституции и п. 3 ст. 1186 ГК целесообразно также привести нормативные определения понятий, закрепленных в ст. 1 Договора о проведении согласованной антимонопольной политики 2000 г., заключенного с участием Российской Федерации в рамках СНГ:
товарный рынок - сфера обращения товаров (продукции, работ, услуг), не имеющих заменителей либо взаимозаменяемых товаров в пределах территорий государств - участников Договора или их части;
конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров;
недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, которые противоречат национальному антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам либо нанести ущерб их деловой репутации.
5. Специальные правила об обязательствах из недобросовестной конкуренции первоначально сформировались как составная часть норм о деликтах. На известное родство коллизионных норм о деликтах и об обязательствах из недобросовестной конкуренции указывает и сама структура ряда зарубежных законодательных актов. Так, коллизионные нормы о недобросовестной конкуренции размещены рядом с коллизионными нормами о деликтах в составе ст. 52 "Внедоговорные требования о возмещении вреда" Закона Лихтенштейна о международном частном праве (1996 г.) и § 48 "Внедоговорные требования о возмещении вреда" австрийского Федерального закона о международном частном праве (1978 г.).
В развитых правовых системах иных государств отсутствие в законодательстве специальной коллизионной нормы может восполняться соответствующей судебной практикой. Среди таких государств можно назвать Германию, где ни Вводный закон к Гражданскому уложению, ни Закон о международном частном праве для внедоговорных обязательственных отношений и для вещей 1999 г. не содержат специальных правил об определении статута обязательственного отношения из недобросовестной конкуренции, однако этот пробел восполняется соответствующим расширительным толкованием, выработанным судебной практикой на основе коллизионных принципов выбора статута деликтных отношений.
В частности, немецкими исследователями отмечается, что коллизионное право, касающееся недобросовестной конкуренции, рассматривается в абсолютном большинстве случаев как часть международного деликтного права (см.: Кох Х., Магнус У., Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение / Пер. с нем. Ю.М. Юмашева. М., 2001. С. 260 - 263.)
6. В настоящее время можно констатировать тенденцию к дальнейшему обособлению и специализации коллизионного регулирования международной конкуренции. Так, в отличие от коммент. ст. отечественного ГК в законодательных актах других государств помимо коллизионных норм об обязательствах, возникающих вследствие недобросовестной конкуренции, дифференцированно существуют коллизионные нормы об ограничении конкуренции. Примером служит швейцарский Федеральный закон о международном частном праве (1987 г.), в котором помимо названной ст. 136 существует ст. 137, содержащая правила выбора компетентного правопорядка по отношению к требованиям из ограничения конкуренции.
Говоря о развитии коллизионного регулирования обязательств, возникающих вследствие недобросовестной конкуренции, нельзя не назвать такой источник европейского (коммунитарного) права, как Регламент Европейского Парламента и Совета о праве, применимом к внедоговорным обязательствам (известный также как Регламент ЕС "Рим II"), вступивший в силу 11 января 2009 г.
Статья 6 указанного акта направлена на коллизионное регулирование отношений, возникающих вследствие недобросовестной конкуренции и действий, ограничивающих свободную конкуренцию. В п. 1 ст. 6 предусматривается, что правом, применимым к внедоговорным обязательствам, возникающим вследствие акта недобросовестной конкуренции, является право государства, где оказываются затронутыми или с высокой вероятностью могут быть затронуты конкурентные отношения или коллективные интересы потребителей (см. подробнее: Вознесенский Н. К вопросу об унификации коллизионного права в ЕС. Право, применимое в сфере защиты от недобросовестной конкуренции: Актуальные вопросы международного и международного частного права // Хозяйство и право: Актуальные вопросы международного и международного частного права. Приложение к ежемесячному юридическому журналу. 2008. N 6. С. 3 - 18.).
Иными словами, в качестве основной коллизионной привязки Регламента также использован закон местонахождения рынка (lex mercatus), при этом Регламент специально уточняет, что под рынком в данном случае понимается территория государства, где оказываются затронутыми конкурентные отношения или коллективные интересы потребителей.
Как видим, использованная в ст. 6 Регламента "Рим II" привязка коллизионной нормы выражает сочетание частных и публичных интересов, которые могут быть нарушены действиями, составляющими недобросовестную конкуренцию.
7. Регламентация осложненных иностранным элементом отношений, вытекающих из актов недобросовестной конкуренции, включает в себя и международные договоры, в которых участвует Российская Федерация. В частности, это ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., направленная на предотвращение актов недобросовестной конкуренции, посягающих на исключительные права.
Кроме того, существует ряд многосторонних и двусторонних договоров Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области антимонопольной политики, в том числе в направлении пресечения недобросовестной конкуренции. Так, в рамках СНГ были заключены Договор о проведении согласованной антимонопольной политики 2000 г. и Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний 1999 г. Однако данные международные договоры Российской Федерации направлены главным образом на межгосударственное межведомственное сотрудничество соответствующих органов исполнительной власти и не содержат унифицированных коллизионных норм о порядке установления права, применимого к осложненным иностранным элементом обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции.