Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.
Комментарий к статье 1194 Гражданского Кодекса РФ
1. Ответные действия одного государства на дискриминационные действия другого государства именуются реторсией (от позднелат. retorsio - "обратное действие"). В коммент. ст. говорится лишь об одном из видов реторсий - частноправовой реторсии, состоящей в ограничении частных имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц государства, допустившего дискриминационные действия в отношении российских граждан и юридических лиц. Ограничение может касаться не только прав (например, права собственности или права на въезд в страну), но также правоспособности и дееспособности частных лиц.
Помимо этого, реторсии могут применяться и в качестве инструмента внешнеэкономической политики государства, т.е. в сфере публично-правового регулирования. Например, согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850) Правительство РФ может применять ответные меры ограничения внешней торговли, если иностранное государство предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации. В качестве ответных мер могут использоваться повышение таможенных платежей, установление количественных ограничений на импорт товаров и т.д. Эти реторсии применяются чаще, чем реторсии, предусмотренные коммент. ст.
Процессуальное право также содержит указание на возможность применения реторсий (ч. 4 ст. 398 ГПК и ч. 4 ст. 254 АПК).
2. Ratio legis ст. 1194 состоит в том, что она предоставляет возможность ограничения прав иностранцев органу исполнительной власти - Правительству РФ. Поэтому вполне легитимным будет, например, постановление Правительства РФ, которое, несмотря на предписание п. 3 ст. 4 ЖК, запрещает гражданам какого-либо иностранного государства приобретать жилые помещения на территории Российской Федерации, если это государство запретило приобретение жилых помещений на своей территории российским гражданам.
Реторсии в виде ограничений на осуществление банковских операций филиалами иностранных банков может вводить ЦБ по согласованию с Правительством РФ (абз. 4 ст. 18 Закона о банках).
3. Будучи правомерным действием, реторсия состоит в ответном ограничении прав, а также правоспособности или дееспособности иностранных граждан и (или) юридических лиц определенного государства. Она не может носить упреждающего характера и призвана обеспечить восстановление начала взаимности в отношениях с конкретным государством (государствами), т.е. побудить дискриминирующее государство к прекращению дискриминации в отношении российских граждан и (или) юридических лиц. Отсюда следует, что ответное ограничение должно быть адекватным, соразмерным тем ограничениям, которые в превентивном порядке ввело иностранное государство.
4. Поводом к применению реторсии являются специальные ограничения, т.е. дискриминация по отношению к физическим и юридическим лицам Российской Федерации или других конкретных государств. Если государство ограничивает права, правоспособность или дееспособность всех иностранцев, то это действие не является основанием для применения ответных ограничений.
5. В качестве основания применения реторсии коммент. ст. называет ограничения иностранным государством прав российских граждан и юридических лиц. Эта часть статьи нуждается в расширительном толковании. Дискриминационные действия в отношении наших соотечественников также могут служить поводом для ответных ограничений. Например, в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (СЗ РФ. 1999. N 22. Ст. 2670) несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является достаточным основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников.