(Утратила силу с 1 сентября 2014 года - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)
Комментарий к статье 106 ГК РФ
1. Понятие зависимого общества близко к понятию дочернего общества, поскольку характеризует установление специфических отношений зависимости в силу участия одного общества в уставном капитале другого общества. Однако дочернее общество и зависимое общество являются самостоятельными понятиями. Дочернее общество по сравнению с зависимым обществом характеризуется более высокой степенью экономической и управленческой зависимости от основного общества. При этом, основываясь на буквальном толковании ст. 105 ГК и комментируемой статьи, неверно считать зависимое общество промежуточным этапом на пути к наделению общества статусом дочернего. В отличие от дочернего общества зависимое общество признается таковым на основании исключительно формального критерия - принадлежности более 20% его акций или уставного капитала другому (преобладающему, участвующему) обществу. Вместе с тем владение указанной долей в уставном капитале общества не означает автоматическое признание зависимого общества дочерним, так как участвующее общество может и не иметь возможности определять решения, принимаемые зависимым обществом, в соответствии с положениями п. 1 ст. 105 ГК. И наоборот, общество может являться дочерним по отношению к другому обществу (например, в силу наличия договора, позволяющего определять решения дочернего общества) и в то же время не являться зависимым в силу того, что основное общество не обладает соответствующей долей участия в уставном капитале дочернего, хотя между такими обществами складываются отношения фактической зависимости.
В литературе встречаются предложения отказаться от использования в ГК понятий "преобладающее общество" и "зависимое общество" как не оправдавших себя на практике и не несущих дополнительной смысловой нагрузки по отношению к категориям "основное общество" и "дочернее общество". Дополнительным аргументом служит то обстоятельство, что понятия "преобладающее общество" и "зависимое общество" используются в основном в налоговом законодательстве в целях борьбы с уклонением от уплаты налогов, в нормативных правовых актах о бухгалтерском учете и отчетности, регламентирующих порядок составления сводной бухгалтерской отчетности, а также в иных случаях, не относящихся к сфере гражданского законодательства. Очевидно, что защита интересов кредиторов дочерних обществ была бы более эффективной в случае раскрытия не столько информации, предусмотренной п. 2 комментируемой статьи, сколько сведений о наличии связи между основным и дочерним обществом по основаниям, закрепленным в п. 1 ст. 105 ГК.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи единственным последствием установления отношений зависимого и преобладающего обществ является необходимость раскрытия соответствующей информации о приобретении более 20% акций или уставного капитала зависимого общества.
Порядок опубликования информации о приобретении обществом с ограниченной ответственностью более 20% акций или уставного капитала общества с ограниченной ответственностью определяется Приказом ФНС от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (БНА. 2006. N 28).
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона об акционерных обществах обязательной публикации подлежат сведения о приобретении акционерным обществом более 20% акций другого акционерного общества и не закрепляется обязанность публикации сведений о приобретении более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (см. подп. "а" п. 8.7.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР от 10 октября 2006 N 06-117/пз-н (БНА. 2007. N 4)). Однако, учитывая приоритет требований ГК, раскрытие акционерным обществом соответствующей информации должно осуществляться и при приобретении более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
3. В дополнение к обязанности по раскрытию информации, установленной п. 2 комментируемой статьи, преобладающие общества обязаны раскрывать определенным органам управления зависимого общества информацию, которая может служить основанием для установления заинтересованности преобладающего общества в совершении зависимым обществом определенных сделок (см. ст. 45 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и ст. ст. 81 - 82 Закона об акционерных обществах).
4. Согласно п. 3 комментируемой статьи пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставных капиталах друг друга должны определяться законом. В настоящее время законодательство не устанавливает каких-либо ограничений и допускает ситуацию, когда каждое из двух обществ будут одновременно являться по отношению к другому и преобладающим, и зависимым в результате перекрестного владения обоими обществами 100% акций (долей) в уставных капиталах друг друга. Возможность подобного перекрестного владения создает угрозу защите интересов кредиторов таких обществ и требует законодательного ограничения с учетом положительного опыта соответствующего регулирования в иностранном законодательстве.
Другой комментарий к статье 106 ГК РФ
Общество признается зависимым, если другое - преобладающее - владеет более чем 20% его акций (учитываются голосующие акции). Преобладающее общество не располагает теми правами, которые имеет основное по отношению к дочернему, а поэтому не несет какой-либо ответственности по долгам (обязательствам) зависимого. Его возможности определяются тем, что оно, являясь владельцем значительного пакета акций и обладая соответствующим числом голосов, может влиять на принятие решений зависимого общества, но не вправе давать ему обязательные указания. Если такое право возникает в силу других оснований, например в связи с заключенным между обществами договором, то отношения между ними будут строиться по схеме "основное - дочернее".
Приобретение одним обществом крупного пакета акций другого (свыше 20%) привлекает внимание с точки зрения контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Закон о конкуренции устанавливает, что приобретение акций в таком количестве допускается с предварительного согласия антимонопольного органа (ст. 18). Общество, которое приобрело более 20% голосующих акций акционерного общества, обязано незамедлительно опубликовать об этом сведения в порядке, определенном федеральными органами по рынку ценных бумаг и ограничению монополистической деятельности на товарных рынках (п. 4 ст. 6 Закона об акционерных обществах).