1. Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в частности могут быть предусмотрены:обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.
2. Условия договора коммерческой концессии, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории, являются ничтожными.
3. Ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.
Комментарий к статье 1033 ГК РФ
1. Установленный в п. 1 ст. 1033 ГК перечень ограничений прав сторон договора коммерческой концессии не является исчерпывающим. Ограничительные условия могут оказаться оспоримыми частями договора коммерческой концессии, если противоречат антимонопольному законодательству, т.е. если они направлены на ограничение конкуренции или могут привести к недобросовестной конкуренции (ст. 2, 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499)).
2. Пункт 2 ст. 1033 ГК запрещает под страхом ничтожности устанавливать в договоре условие о предоставлении правообладателю права определять цену продажи товара пользователем или цену работ (услуг), выполняемых пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен, а также условие, каким-либо образом ограничивающее круг лиц, которым пользователь вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги. Запрет на ограничение круга потребителей не применяется, если деятельность субъекта предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством ориентирована на определенный круг лиц (например, предприятия торговли и оказания услуг для социально незащищенных граждан). Ничтожность ограничительного условия может не повлечь ничтожности остальной части договора коммерческой концессии, если можно предположить, что договор коммерческой концессии был бы заключен и без включения в него недействительного условия (ст. 180 ГК).
Другой комментарий к статье 1033 ГК РФ
Настоящая статья предусматривает примерный перечень ограничений, которые могут быть наложены на стороны договора коммерческой концессии. В основном они связаны с ограничениями, накладываемыми на пользователя.
Перечисленные в статье ограничения для сторон направлены на устранение излишней конкуренции при реализации одних и тех же товаров, услуг или работ, которая может привести к уменьшению объема продаж. В то же время установленные для сторон ограничения не должны противоречить антимонопольному законодательству. На это указывает также последний абзац пункта 1 настоящей статьи.
Не имеет смысла устанавливать в договоре ограничения, которые:
- предоставляют правообладателю возможность устанавливая цену или границы цен на продаваемые пользователем товары, оказываемые им услуги или производимые работы;
- предоставляют пользователю право продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения (место жительства) на определенной в договоре территории.
Перечисленные выше условия признаются ничтожными.