Статья 110. Управление в производственном кооперативе

(Утратила силу с 1 сентября 2014 года - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)

Комментарий к статье 110 ГК РФ

1. Как и любое другое юридическое лицо, кооператив приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Специфика управления кооперативом, в отличие от других коммерческих организаций, выражается в активном влиянии его членов на все стороны деятельности. Только член кооператива вправе быть членом высших, контролирующих и исполнительных органов, а также председателем кооператива. Закон запрещает члену кооператива одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления (председателем) кооператива (ст. 14 Закона о производственных кооперативах). При принятии общим собранием решений член кооператива имеет один голос.

По общему правилу в кооперативе действует трехзвенная система органов управления: высшие (общее собрание, собрание уполномоченных (в сельскохозяйственном производственном кооперативе)); контролирующие (наблюдательный совет, ревизор, ревизионная комиссия, ревизионный союз); исполнительные (правление и (или) председатель). Компетенция органов управления определяется ГК, законами о производственных кооперативах и уставами.

2. Высшие органы вправе принимать решения по любым вопросам, касающимся создания и деятельности кооператива, в том числе и по вопросам текущего руководства и контроля за деятельностью кооператива. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива, не могут быть переданы на решение контролирующих органов или исполнительных органов кооператива.

Пункт 3 ст. 110 ГК определяет наиболее общие вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания, а в специальных законах эти вопросы дополняются. Так, Закон о производственных кооперативах предусматривает следующие вопросы: определение основных направлений деятельности кооператива; установление размера паевого взноса, размеров и порядка образования фондов кооператива; определение направлений их использования; избрание ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, прекращение полномочий ее членов; утверждение заключений ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, аудитора; распределение прибыли и убытков кооператива; создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение положений о них; решение вопросов об участии кооператива в хозяйственных товариществах и обществах, а также о вступлении кооператива в союзы (ассоциации); другие вопросы, предусмотренные уставом.

Закон о сельскохозяйственной кооперации также дополнительно закрепляет следующие вопросы: утверждение программ развития кооператива, годового отчета и бухгалтерского баланса; отчуждение земли и основных средств производства кооператива, их приобретение, а также совершение сделок; вступление кооператива в другие кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, союзы, ассоциации, а также выход из них; порядок предоставления кредитов членам кооператива и установление размеров этих кредитов; создание исполнительной дирекции; определение условий и размера вознаграждения членов правления и (или) председателя кооператива, компенсации расходов членов наблюдательного совета; привлечение к ответственности членов правления и (или) председателя кооператива, членов наблюдательного совета кооператива; утверждение внутренних документов (положений) кооператива.

3. В сельскохозяйственном кооперативе при наличии свыше 200 членов кооператива формой проведения общего собрания может быть собрание уполномоченных, избираемых в установленном порядке на каждое собрание (ст. 23 Закона о сельскохозяйственной кооперации). Избрание уполномоченных осуществляется по месту работы либо месту жительства и (или) месту нахождения членов кооператива в количестве не более чем от 10 членов кооператива. Уполномоченными могут быть не только члены кооператива и ассоциированные члены, но и их представители. Члены правления кооператива (председатель), члены наблюдательного совета кооператива, не избранные уполномоченными, принимают участие в собрании уполномоченных без права голоса, но имеют право выступать на собрании и вносить предложения.

4. Создание контролирующего органа (наблюдательного совета), определение количества членов наблюдательного совета (за исключением сельскохозяйственных кооперативов), сроков, оснований и порядка прекращения их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания кооператива (п. 1 ст. 15; п. 1 ст. 16 Закона о производственных кооперативах). Но в любом случае член наблюдательного совета одновременно не может быть членом правления либо председателем кооператива. Работой наблюдательного совета руководит председатель, избранный членами совета.

Право на создание наблюдательного совета кооператив может реализовать только в случае, когда число всех его членов превысит 50 человек. Исключение составляет сельскохозяйственный производственный кооператив, в котором создание наблюдательного совета (в количестве не менее трех членов) является обязательным, в случае если общее число членов кооператива составляет не менее 50.

Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива (абз. 2 п. 1 ст. 110 ГК) и решает другие вопросы, отнесенные уставом кооператива к компетенции его наблюдательного совета (п. 1 ст. 16 Закона о производственных кооперативах). Более детально компетенция наблюдательного совета определена в отношении сельскохозяйственного кооператива (ст. 30 Закона о сельскохозяйственной кооперации).

Наблюдательный совет не вправе решать вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания. В свою очередь, вопросы, входящие в компетенцию наблюдательного совета кооператива, не могут быть переданы на решение исполнительных органов кооператива.

5. Законы о производственных кооперативах предусматривают необходимость создания иных видов контролирующих органов: ревизионная комиссия или ревизор (если число членов кооператива менее 20) в производственных кооперативах; ревизионный союз в сельскохозяйственных кооперативах. В компетенцию названных органов входит осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива (ст. 18 Закона о производственных кооперативах, ст. 31 Закона о сельскохозяйственной кооперации). В силу неопределенности понятия "финансово-хозяйственная деятельность" компетенцию контролирующих органов следует четко формулировать в уставе.

Своеобразный правовой статус имеет ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов. Любой сельскохозяйственный кооператив (на правах учредителя) обязан войти только в один ревизионный союз. Сам же союз должен быть членом одной из саморегулируемых организаций. Таким образом, создается система органов, контролирующих финансово-хозяйственную деятельность кооперативов, автоматически влекущая построение всей сельскохозяйственной кооперации по жесткой иерархической системе.

6. Текущее руководство деятельностью кооператива осуществляют исполнительные органы кооператива: правление (в кооперативах с числом членов более 10) и (или) председатель (во всяком кооперативе). Прерогатива избрания исполнительных органов принадлежит общему собранию кооператива. Если в кооперативе создан наблюдательный совет, председатель кооператива утверждается общим собранием членов кооператива по представлению наблюдательного совета кооператива.

В п. 1 ст. 110 речь идет о подотчетности исполнительных органов наблюдательному совету и общему собранию. Термин "подотчетность" относится к виду организационных отношений и подчеркивает подчиненность, зависимость, подконтрольность. Любые вопросы текущей деятельности исполнительных органов, а также ее результаты являются предметом постоянной оценки со стороны высших или контрольных органов.

Компетенция исполнительных органов определяется в уставе. Правление кооператива руководит его деятельностью в период между общими собраниями членов кооператива. Правление не вправе решать вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива и наблюдательного совета кооператива.

Закон о производственных кооперативах предусматривает универсальные правомочия председателя кооператива: действовать от имени кооператива без доверенности; представлять кооператив в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях; распоряжаться имуществом кооператива и др. (п. 5 ст. 17 Закона о производственных кооперативах).

Компетенция председателя кооператива уточняется в зависимости от наличия в кооперативе избранного правления. Поскольку работой правления кооператива руководит его председатель, постольку в уставе кооператива должны быть четко отражены вопросы, по которым решения принимаются единолично председателем кооператива.

Другой комментарий к статье 110 ГК РФ

1. Кооператив управляется системой органов: общее собрание (в сельскохозяйственных кооперативах, в которых более 300 членов, может проводиться собрание уполномоченных), наблюдательный совет, исполнительные органы. Общее собрание как высший орган вправе рассматривать и принимать решение по любому вопросу образования и деятельности кооператива. Общее собрание правомочно, если на нем присутствует более 50% общего числа членов кооператива. Кворум на собрании в сельскохозяйственном производственном кооперативе, если иное не установлено его уставом, должен составлять не менее 25% от общего числа членов кооператива, имеющих право голоса, но не менее 5 членов, если общее число членов не достигает 20. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании членов кооператива.

Помимо ГК Законом о производственных кооперативах и Законом о сельскохозяйственной кооперации названы вопросы, для решения которых требуется квалифицированное большинство или единогласие. Уставом кооператива может быть расширен как перечень вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания, так и перечень тех, решения по которым должны приниматься квалифицированным большинством голосов.

2. Наблюдательный совет может быть создан в кооперативах с числом членов более 50. Общее собрание принимает решение о численном составе совета и сроках его полномочий, избирает его членов.

Наблюдательный совет, помимо общего контроля за деятельностью исполнительных органов кооператива, решает и другие вопросы, отнесенные Законом или уставом к его исключительной компетенции (ст. 30 Закона о сельскохозяйственной кооперации).

3. Кооператив может иметь и единоличный исполнительный орган председателя, и систему исполнительных органов - правление и председателя. В производственном кооперативе правление избирается, если его численность более 10 членов, в сельскохозяйственном кооперативе - с численностью более 25. Общее собрание избирает из числа членов кооператива и председателя кооператива, который становится одновременно председателем правления.

Исполнительные органы кооператива осуществляют текущее руководство его деятельностью. Закон о производственных кооперативах и Закон о сельскохозяйственной кооперации разграничивают компетенцию правления и председателя. Правление руководит деятельностью кооператива между созывами общего собрания. Однако оно не может решать вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета.

Полномочия председателя кооператива устанавливаются Законом о производственных кооперативах, Законом о сельскохозяйственной кооперации и уставом кооператива. В частности, председатель распоряжается имуществом кооператива, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках и других кредитных учреждениях, осуществляет прием и увольнение наемных работников, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения членами кооператива и наемными работниками. В пределах своих полномочий он действует как законный представитель кооператива, т.е. без доверенности. Все остальные члены кооператива, а также члены наблюдательного совета и правления вправе действовать от имени кооператива только на основании доверенности.

Законом о сельскохозяйственной кооперации допускается создание еще одного исполнительного органа - исполнительного директора. В соответствии с уставом кооператива ему может быть передан ряд полномочий председателя и правления кооператива. С исполнительным директором на основании решения общего собрания заключается трудовой договор (п. 8 ст. 26).

4. Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива в производственном кооперативе общим собранием должен быть избран либо ревизор (в кооперативах с численностью членов менее 20), либо ревизионная комиссия в составе не менее 3 человек. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности кооператива могут быть привлечены внешние аудиторы. Такая же проверка должна быть проведена, если по этому поводу есть решение наблюдательного совета или требование не менее 10% членов кооператива. В последнем случае аудиторская проверка производится за счет лиц, которые ее потребовали.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов осуществляется аудиторскими союзами, в состав которых входят указанные кооперативы. Участие в одном из аудиторских союзов (по выбору кооператива) обязательно. В противном случае кооператив подлежит ликвидации.

5. К перечню вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания п. 3 комментируемой статьи, Закон о производственных кооперативах добавил и другие: определение основных направлений деятельности кооператива; распределение прибыли и убытков; создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива и утверждение положений о них; решение вопросов об участии кооперативов в хозяйственных товариществах и обществах, а также о вступлении кооператива в союзы (ассоциации). Но и этот перечень не является исчерпывающим - уставом кооператива он может быть дополнен.

Закон о сельскохозяйственной кооперации (ст. 20) также содержит перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания, который расширяет перечень, содержащийся в п. 3 комментируемой статьи.

В Законе о производственных кооперативах и в Законе о сельскохозяйственной кооперации, а также в уставах кооперативов определяются полномочия исполнительных органов: правления и председателя.

Исключительная компетенция общего собрания и наблюдательного совета предполагает, что соответствующие вопросы не могут быть переданы на решение исполнительных органов. Вместе с тем вопросы, отнесенные к компетенции последних, вправе решать общее собрание и наблюдательный совет.

6. Каждый член кооператива при решении вопросов на общем собрании имеет только один голос, независимо от размера своего пая.